Наверх


    Суббота и воскресенье, или записки с площади Насилия

    НАША АНАЛИТИКА - 18 Июля 2016 - 13:13  |  Просмотров - 984

    В том, что активисты вынуждены были стать боевиками и взять в руки не транспаранты, а оружие, виновата власть!

    В ночь на 16 июля была осуществлена попытка переворота в Турции... Всю субботу ArmenianReport был вынужден отслеживать события, происходившие у нашего западного соседа. Как шутили у нас в редакции, мы превратились в TurkishReport. Ну, наша журналистская братия - люди с юмором, по-иному и нельзя. Слабым утешением было лишь то, что все мировые новости отслеживали турецкие беспорядки, а не только мы.

    Ну, что могу сказать... Посмотрите на карту. Как подсчитали ушлые географы, всего лишь 3% территории Турции находятся в Европе, остальные 97% - в Азии. И это не только территориально, но и ментально. Турецкая глубинка ничем не отличается от иранской или ближневосточной. Те же тетушки в платочках, пекущие хлеб в тендирах, те же разделывания туш коров и баранов прямо на улицах на праздник Курбан, та же многодетность малообразованных и бедных семей, те же ватаги босоногих и чумазых детишек, показывающих пальцем на иностранца, те же лоботрясы -мужчины, сидящие на корточках пыльных городов, те же родственные, кровосмесительные браки...  Да даже и в крупных городах, претендующих на европейскость, - Стамбуле, Анкаре, Анталье, мы видим азиатские нравы - зазывалы в лавки, стремление «кинуть» иностранца, недвусмысленное поведение мужчин по отношениям к женщинам европейской внешности, и базар, базар, бесконечный базар...

    Ну это все ладно. У турок своя ментальность. Если бы все ограничивалось цоканьем вслед «наташам», или обманом таксистами доверчивых пассажиров-иностранцев, было бы полбеды.

    В минувшую субботу мы увидели, что турки вообще не имеют морального права претендовать на звание европейской нации. Произошла попытка госпереворота, улицы двух турецких столиц залились кровью. Турки убивали турок. Военные стали бомбить здание парламента. Другие военные прямо в городе подбили вертолет путчистов. Потом, когда попытка переворота захлебнулась, разгневанные толпы народа стали вымещать свою злость на «аскерах». Их пинали, пороли ремнями, оскорбляли, а одному даже отрезали голову. И это в стране, где, как считалось, общество благоговейно относится к армии. В Турции заговорили о необходимости восстановления смертной казни.

    Любой более-менее разбирающийся в истории Турции человек скажет вам, что в этой стране заложена культура, если применимо такое слово, государственных переворотов. После одного переворота повесили премьера Мендереса, после другого - 230 тысяч человек бросили в тюрьмы. Еще три дня назад мне казалось, что подобное - перевороты, казни, танки на улицах - все это уже осталось позади, в XX веке, но, как видим, в своем политическом сознании турки не слишком отошли от тех же египтян, которые устроили арабскую весну, а потом ее же подавили. И пролили при этом реки крови своих сограждан, окунув экономику страны в беспросветный кризис.

    Наступило воскресенье, и мы вновь стали ArmenianReport-ом. Ведь в Ереване в районе Эребуни произошел захват вооруженной группой полицейского здания.  В заложниках оказались, среди прочих, и высокопоставленные сотрудники полиции. Полковник полиции был убит. Боевики требуют освободить арестованного Жирайра Сефиляна.

    Да черт с ними, с турками. Меня беспокоит, что произошло в моей стране, с моим обществом. А произошло то, что общество ступило на скользкий путь жестокости.

    Я пока не знаю, чем разрешится кризис с заложниками. Хотелось бы, чтобы обошлось без кровопролития. Я против насилия. Даже нынешнее армянское руководство нужно было б судить законно - без пыток, угроз, в европейских традициях.

    Но, увы, пассионарная часть общества, которая не хочет эмигрировать и не хочет мириться с существующими на родине порядками, взялась за оружие. Это произошло не сразу.

    Сначала мы видели, как народ мирно протестует на площади, ставя палатки. Потом мы стали свидетелями голодовок Раффи Ованнисяна. Потом Шант Арутюнян и его цегакроновцы, вооруженные палками, решились на революцию «анонимусов», на самом деле являвшейся демаршем, публичным выражением гражданского протеста. Силы были неравные, и цегакроновцы оказались в тюрьме.

    А потом произошло то, что должно было произойти - в полицию выстрелили. Этим стрелком был молодой активист, программист по роду занятий, Айк Кюрегян, который, видимо, хотел показать, что с представителями этой власти надо беседовать только так, другого языка они не понимают.

    Отчаянный, обреченный шаг Кюрегяна был «первым звоночком», к которому власти не прислушались и запустили свою репрессивную машину. Были арестованы гюмрийцы, осмелившиеся высказать претензии России, приславшей к нам Пермякова, солдатских матерей отшвырнули от резиденции Сержа Саргсяна, был разогнан «элекромайдан», десятки активистов были избиты сержевскими «тонтон-макутами» в подворотнях, семье «Лиски» дали карт-бланш на беспредел, Вардгес Гаспари был брошен в застенок к бандитам, избившим эпатажного активиста.

    И власть надеялась, что им никогда не ответят на том же языке, на котором она привыкла разговаривать с нами - на языке насилия. Но она начинает получать то, что посеяла. Задержание группировки в Норк-Мараше стало свидетельством этого. В стране заявили о себе храбрые парни. И девушки, кстати, тоже, если помните.

    Власть заерзала, потому что поняла - есть люди, готовые с ней драться до последнего. Как и революция «анонимусов» Шанта Арутюняна, как и стрельба по полицейским Айка Кюрегяна,  захват здания «ментуры» в Эребуни обречен. Но это показательный мятеж. Они пошли на это не для того, чтобы победить, а потому что им власть не оставила иного выхода. Если «зло» не понимает по-хорошему, то придется объяснять по-плохому. И не важно, что ты проиграешь битву. Тут главное не отступить.

    Насилие - плохо, но надо понимать, что в стране с нормально работающей политической системой такого бы не произошло. Если бы у нас были нормальные выборы, если бы сторонники Жирайра Сефиляна имели возможность присутствовать в парламенте, если бы сержиковские «держиморды» не бросали за решетку невиновных людей, этого бы не произошло. В том, что активисты вынуждены были стать боевиками и взять не транспаранты, а оружие, виновата власть!

    Ветеран Карабахской войны Сурен Саркисян, касаясь последних событий в Эребуни, заявил, что убежден, что ответственность за эти события - на плечах армянских властей. «Именно власти своей ложью, фальшью, бичеванием людей довели их до этого состояния.... Беда в том, что чаша терпения людей в один прекрасный день переполняется, просто им нужно было идти на площадь Свободы, а не штурмовать полицейский участок».

    Но проблема-то в том, что на площадь Свободы людей не пускают, и тогда они идут на площадь Насилия.

    А выхода на эту площадь мне, и я думаю, что и любому патриотичному армянину, не хотелось бы. В конце концов, рядовые полицейские или солдаты - это тот же народ, и живут они в основе своей теми же проблемами, что и простые армяне. Что же теперь будет - они нас будут бить резиновыми дубинками, а мы их - пороть ремнями? Не турки же мы в конце концов.

    Самвел Оганесян
    ArmenianReport

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ