Наверх


    Даниел Ионнисян: «Мы объявили российский газ естественной монополией, хотя она вовсе не естественная»

    ЭКОНОМИКА - 05 Ноября 2016 - 10:38  |  Просмотров - 430

    Собеседник Lragir - координатор проектов НПО «Союз информированных граждан» Даниел Ионнисян.

    - Два года назад вы презентовали исследование о «Тройном блефе цен на газ», согласно которому жители Северного Кавказа платят за кубометр газа 5 рублей, а в Армении -  в 2,5 раза дороже – 156 драмов. Как вы прокомментируете нынешнее предложение Газпром Армении снизить тарифы на газ? Вы видите в этом предвыборную логику?

    - Очевидно, что большая часть акций правительства предпринимается в логике предвыборных шоу. Что касается газа, надо отметить, что это предложение указывает на аффилированность премьер-министра Карена Карапетяна с «Газпромом». Это не может не вызывать беспокойства, потому что означает, что премьер не сможет предпринять шаги в интересах Армении, если они противоречат интересам «Газпрома». А интересы Армении требуют идти против «Газпрома», особенно, по части иранского газа. Думаю, если б Армения проводила независимую от «Газпрома» политику, мы бы давно вели переговоры с Ираном о закупках более дешевого газа. Я почти убежден, что он был бы дешевле российского. Аффиллированность премьера с «Газпромом», как мне кажется, сводит такую возможность к минимуму.

    Хочу напомнить, что хотя Овик Абрамян не отличался суверенностью, но он вел переговоры о закупках иранского газа.

    Следующее – нужно учитывать, что даже при таком снижении, цены на газ в Армении ужасно высоки. Если сравнить с союзником России Беларусью, то по сравнению с Арменией газ там покупают почти даром.

    Даже в Украине, которая считается военным противником России, российский газ дешевле, чем в Армении. То есть, даже при новых ценах мы будем платить за газ дороже, чем в Украине. Тогда в чем выгода союзных отношений с Россией? Годами грабят, потом снижают тарифы на пару драмов, субсидируют понижение для каких-то узких кругов, но это все равно далеко не рыночная цена, тем более, для государства, которое может спокойно заявить, что купит более дешевый газ в Иране. У нас-то есть такая возможность, в отличие от той же Украины, соседи которой не добывают газ, и она его вынужденно закупает у России. Но население Украины платит меньше, чем в Армении.

    Потому что мы объявили российский газ естественной монополией, хотя она вовсе не естественная. Мы всегда можем купить газ в Иране. В соседней Грузии российский газ конкурирует с азербайджанским, теперь они хотя закупать еще и иранский газ, чтобы повысить градус конкуренции и снизить цены. Грузия никого не объявляет естественной монополией.

    - Вы думаете, можно снизить тарифы больше?

    - Думаю, справедливой может быть цена на 10-15% выше белорусской. Понятно, что в наш тариф входит и грузинский транзит, ладно, пусть будет на 40-50% выше белорусских цен, но не по патологическим европейским ценам.

    Российский газ транзитом через Украину достигает Молдовы, но и там он дешевле, чем в Армении.

    Это значит, что власти Армении зависят не только от Кремля, но и «Газпрома». У меня порой ощущение, что власти Армении правят не при Кремле, а при «Газпроме».

    - Почему вы считаете, что нам надо забыть об иранском газе? Ведь Карен Карапетян первым заявил о борьбе с монополиями.

    - Карен Карапетян не просто был долгие годы исполнительным директором Армросгазпрома, но и чиновником в Межтрансгазе и вице-президентом Газпромбанка. В «Газпроме» он работал дольше, чем в госструктурах Армении. Это надо учитывать. Что касается борьбы с монополиями, она не проводится на уровне деклараций. Борьба с монополиями – это переговоры с Ираном. На данный момент газ поступает из Ирана в Армению только по программе «газ в обмен на электроэнергию». Хотя армяно-иранская труба способна на большее.

    В Европе с монополиями борются на уровне закона – одна и та же компания не может владеть трубами и поставлять газ, чтобы не было злоупотреблений. А в Армении все принадлежит «Газпрому» – трубы, право на монополию. Зачем ему иранский газ?

    - Правительство отмечает, что снижением тарифов «Газпром» пытается расширить рынок потребления.

    - Это просто абсурд, потому что данный принцип мог спокойно действовать и 2, 3 года назад, но снизить решили сейчас. Это предвыборная акция, к которой присоединился «Газпром». А если «Газпром» присоединяется к чьей-то предвыборной кампании, значит, в случае переизбрания, власти будут в той же зависимости от «Газпрома».

     
    Lragir
     

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ