Наверх


    Как будет развиваться формат Туркменистан-Иран-Армения?

    ЭКОНОМИКА - 12 Января 2017 - 14:30  |  Просмотров - 685

    Соглашение между Грузией и Россией хотя бы сводит до минимума возможность подобного расклада и рисков.

    Грузия и «Газпром» пришли к соглашению в связи с условиями транзита газа в Армению. Грузия требовала от «Газпрома» оставлять 10% транспортируемого газа в Грузии, а «Газпром» надеялся попросту платить деньги за транзит.

    1 января истек срок прежних договоренностей, согласно которым «Газпром» оставлял Грузии именно 10%. Почему Москва стремилась изменить условия и платить не газом, а деньгами – сказать трудно, однако так как для России «Газпром» является политическим инструментом, то нет сомнений, что подтекстом всего этого была политика, и распространение некоторого влияния на Грузию.

    Так или иначе, после длительных неопределенных переговоров, несогласия в связи с рядом вариантов, стороны пришли к соглашению, что будет означать, что ситуация далека от кризисов и коллапсов в связи с поставкой газа в Армению. Причем, не только поставкой, но и ценой.

    Дело в том, что в Армении в качестве одного из факторов снижения цены на газ указывалось и ожидание, что снизится цена и на транзит через территорию Грузии. Правительство Армении и руководство компании «Газпром-Армения» заявили, что если подобного не произойдет, в Армении цена на газ не повысится, и «Газпром» возьмет на себя, так сказать, издержки снижения цены. Здесь, конечно, риски возникают, так как в таком случае получится, что «Газпром» делает для Армении «благодеяние».

    Это было бы, мягко говоря, следующим абсурдом, так как в последствии это «благодеяние» очень дорого обошлось бы Армении, когда взамен на это уже были бы потребованы уступки политического, а тем более, и военно-политического характера. Здесь экономические уступки России больше неинтересны, Москва уже забрала то, что более или менее имеет ценность. В экономике Армении, пожалуй, уже не осталось ничего интересного для Кремля. Соглашение между Грузией и Россией хотя бы сводит до минимума возможность подобного расклада и рисков.

    С другой стороны, даже если и нет таких рисков, то есть, опасности, что могут быть потребованы военно-политические уступки, то для системы газоснабжения Армении возникает проблема чисто финансового здоровья. А то, что Ереван ожидал подобные риски, доказательством этому стала недавно состоявшаяся в правительстве встреча.

    Карен Карапетян сразу же после январских праздников одновременно принял послов Ирана и Туркменистана, обсудив с ними перспективы трехстороннего сотрудничества, в частности – в сфере энергетики. Не исключено, что по указанию «Газпрома» или с его разрешения рассматривались альтернативные газовые варианты, если вдруг договоренность Газпрома с Грузией не получится.

    Интересно, сейчас, когда соглашение между Грузией и «Газпромом» уже достигнуто, как будет развиваться формат Туркменистан-Иран-Армения, который сам по себе – как направление – конкурентный для Газпрома? Способна ли Армения самостоятельно обсудить этот энергетический вектор, не тревожась или не избегая проблем с «Газпромом»?

    1in
     

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ