Наверх


    Тигран Хзмалян: «Никаких выборов в апреле в Армении не будет – нам предстоит еще один постыдный спектакль»

    ПОЛИТИКА - 08 Февраля 2017 - 15:51  |  Просмотров - 373

    Интервью Azeri.Today с известным армянским кинорежиссером и общественно-политическим деятелем Тиграном Хзмаляном.

    - В апреле этого года в Армении состоятся парламентские выборы. Какие ожидания у армянского общества от предстоящих выборов?

    - Еще осенью прошлого года о предстоящих выборах можно было говорить серьезно, тем более, что они призваны осуществить смену прежней президентской модели политической системы Армении на парламентскую, в которой властные полномочия перераспределяются в пользу премьер-министра, назначаемого партией, победившей на выборах. Весь прошлый год, окрашенный в Армении апрельской «Четырехдневной войной» и июльским вооруженным восстанием, проходил при нарастающем давлении на власть со стороны общества и западных стран, требующих демократизации и проведения честных выборов.

    В начале осени оппозиции удалось добиться согласия властей на послевыборную публикацию списков проголосовавших граждан и на установку видеокамер на избирательных участках, расходы на что брали на себя ЕС и США. В обществе появилась надежда на либерализацию и сближение с Западом, отвергнутое в 2013-м по требованию Кремля. Признаки возвращения к евроинтеграции проявлялись и на официальном уровне.

    Все это резко оборвалось после сенсационного избрания Трампа президентом США в ноябре. Круги по воде очень быстро дошли и до Армении, где уже через неделю власти заявили об отказе от согласованного ранее видеонаблюдения за голосованием, резко возросло российское влияние в политическом и информационном поле, спешно стали формироваться новые причудливые альянсы, организаторы которых наперебой зачастили в Москву доказывать свою лояльность Кремлю. На этом фоне общество погрузилось в брезгливую фрустрацию и равнодушие к предстоящим выборам, исход которых здесь многим кажется уже предрешенным, так как без западной поддержки серьезных попыток противостоять российскому диктату не предвидится.

    - Для многих стал неожиданностью уход бывшего министра обороны Сейрана Оганяна из команды Сержа Саргсяна. Он даже стал выступать с легкой критикой в адрес властей. Что за всем этим стоит и есть ли политическое будущее у Оганяна?

    - Бывший министр обороны нынешнего правительства вступил в альянс с бывшим министром иностранных дел правительства Кочаряна, что дало повод наблюдателям усмотреть в этом создание очередной ширмы для попытки возвращения к власти предыдущего армянского президента.

    Критики из правительственного лагеря скептически оценивают шансы Оганяна, говоря, что он слишком долго был у власти, слишком недавно дистанциировался от нее, чтобы воспринимать это всерьез. В любом случае, этот боевой генерал пока что ищет применения своих личных качеств в союзе с другими политиками и это скорее ослабляет его собственный ресурс.

    - Как вы оцениваете перспективы АНК и Тер-Петросяна на предстоящих выборах? В декабре 2016 года Тер-Петросян выступил с воистину сенсационным заявлением о необходимости скорейшего заключения мира с Азербайджаном по вопросу Карабаха. Это был предвыборный ход опытного политика?

    - Тер-Петросян в декабре лишь повторил свои старые тезисы, которые в 1998 году стоили ему поста президента, так что ничего нового в его заявлении нет. За прошедшие годы он успел еще более распылить силы и энтузиазм своих сторонников сомнительными политическими альянсами и в целом он полностью вписывается в однообразную картину политической жизни Армении, где борьба за посты идет исключительно между нынешними и предыдущими властями, под бдительным присмотром Москвы. О его перспективах красноречиво свидетельствует тот факт, что если лет пять назад Армянский Национальный Конгресс, созданный Тер-Петросяном, включал полтора десятка партий и организаций, то сейчас их там осталось две или три.

    - Вы сами не хотите баллотироваться в депутаты от оппозиции? Учитывая ваш авторитет в обществе, вы вполне можете рассчитывать на успех.

    - Недавно в местных соцсетях промелькнула фальшивка о моей мнимой смерти и мне пришлось вспомнить слова Марка Твена, который по такому же поводу сказал, что эти слухи несколько преувеличены. Думаю, впечатление о моем авторитете в обществе преувеличено еще больше. Я - соучредитель общественно-политической инициативы «Европейский выбор» с простой и понятной целью – вступление Армении в ЕС и НАТО.

    Что касается участия в выборах, то я отношусь к той части общества, которая намеревалась голосовать, баллотироваться и бороться за свои идеи – вплоть до 8 ноября 2016 года. Возможно, это покажется странным, но мои единомышленники и я восприняли победу Трампа как личное поражение. Конечно, проиграно только сражение, а не война, но нам представляется очевидным, что возникшая после этого пустота и откат западной демократии и либерализма немедленно заполнился усилившимся влиянием российских спецслужб и их здешней агентуры.

    Никаких выборов в апреле в Армении не будет – нам предстоит еще один постыдный спектакль, разыгрываемый по сценарию Кремля и КГБ/ФСБ. Все это продолжится еще некоторое время, вплоть до нового прилива сил у сторонников свободы и демократии, вплоть до смены нынешнего политического поколения на молодежь, не желающую жить при тирании. Мы будем просвещать эту молодежь, готовить ее к борьбе, в том числе и на горьком опыте своих поражений.

    - В последнее время мы видим возрождение народной дипломатии, когда все больше армян и азербайджанцев начинают призывать к скорейшему урегулированию конфликта. Как вы относитесь к этому процессу и есть ли у него перспективы?

    - Урегулирование конфликта между нашими народами, по моему убеждению, возможно только в иной общественно-политической реальности, а именно – в составе демократического и правового союза государств, в который бы входили и Армения, и Азербайджан. Речь идет о Евросоюзе, к которому сейчас вплотную приблизились наши с вами соседи – грузины. Давайте посмотрим, как поведут себя в новых условиях наши соотечественники в Грузии – марнеульские азербайджанцы и джавахкские армяне. Что-то подсказывает мне, что открытая, европеизированная Грузия покажется ее гражданам разных национальностей гораздо привлекательней, чем изолированные и воюющие соседи. Напомню, что недавно был достигнут явный прогресс на переговорах между греками и турками по статусу Северного Кипра – еще одной давней и болезненной проблеме.

    Именно в рамках ЕС оказалось возможно сблизить позиции непримиримых врагов, потому что территориальные проблемы и разграничения внутри еврозоны уже бессмысленны – там попросту нет границ, там главной ценностью являются права человека, личности. Так что, урегулирование Карабахского конфликта мне видится не в сфере народной дипломатии, а в сфере реальной политики, где не люди являются рабами и пушечным мясом тиранов и демагогов, а государство и его избранные власти являются слугами граждан.

    Azeri.Today
     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ