Наверх


    Станислав Тарасов: «Россия может использовать свою военную базу в Армении, и необходимо комплексное соглашение по Карабаху»

    ПОЛИТИКА - 15 Марта 2017 - 10:36  |  Просмотров - 280

    «Со стороны Турции было бы грамотным шагом вхождение в контакт с Арменией, а конкретнее – утвердить цюрихские соглашения».

    Эксперт по вопросам Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов прогнозирует в ближайшее время интересные развития в связи урегулированием Карабахского конфликта и урегулированием армяно-турецких отношений. В беседе с Первым Информационным он отметил, что неслучайно, что сразу после встречи Путин-Эрдоган министр иностранных дел и министр обороны Армении заявили, что Армения готова урегулировать отношения с Турцией.
     
    – Господин Тарасов, что Вы можете сказать про московский визит президента Армении? Какие вопросы, по-Вашему, будут обсуждать президенты Армении и России, и насколько будет затронут Карабахский вопрос?
     
    – Прежде всего, президент Армении едет в Москву после Парижа, а в Париже он сделал очень важное заявление, что Франция, как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, может ввести санкции в отношении той стороны конфликта, которая нарушает заключенное в 1994 году соглашение о бессрочном прекращении огня в Нагорном Карабахе. Кстати, это – первое серьезное заявление касательно данной проблемы. Это первое обстоятельство.
     
    Второе заключается в том, что Серж Саргсян посетит Москву сразу же после встречи Путина и Эрдогана. Последние провели встречу тет-а-тет. Официальная информация о нескольких базовых вопросах по Закавказью весьма противоречива. Президент Турции говорил, что Турция и Россия обсуждали проект создания союза Анкара-Баку-Москва, а российская сторона, между прочим, проигнорировала это предложение. Более того, говоря об урегулировании сирийского конфликта, Турция не упомянула об Иране, а российская сторона говорила об участии Ирана в этом процессе.
     
    – Кстати, Турция не в первый раз говорит о создании подобного формата.
     
    – Да, это означает, что одна из стран-переговорщиков подняла какую-то проблему, опубликовала ее (речь идет о союзе Турция-Азербайджан-Россия), а Россия, естественно, каким-то образом это должна была прокомментировать. В особенности с учетом того, что Эрдоган также говорил и он Карабахском урегулировании, предполагаем, что и российской стороны есть свой проект, и предложил комплексно обсуждать процессы в Закавказье – наряду с урегулированием отношений между Арменией и Турцией.
     
    Мы серьезно обращали внимание на то обстоятельство, что министр иностранных дел Армении Налбандян сразу же до встречи (Путин-Эрдоган), принимая, по-моему, министра иностранных дел Греции, заявил, что Армения готова урегулировать отношения. Это заявление внешне не было мотивированным. Министр обороны Армении, выступая на ереванском заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» точно так же вдруг поднял этот же вопрос – заявив, что Армения готова урегулировать отношения с Турцией.
     
    – Вы считаете, что это какая-то инициатива?
     
    – Да. Турция потеряла статус регионального игрока, не согласившись на нормализацию отношений с Ереваном. Это наводит на мысль, что руководству Армении, вероятно, известно больше, нежели московским аналитикам, и они действуют в том направлении, чтобы единым пакетом обсудить в первую очередь урегулирование армяно-азербайджанского конфликта, а о вторую – армяно-турецкие отношения.
     
    Сегодня Турция изолирована со стороны Европы, и находится в сложной геополитической ситуации, по всей видимости она терпит поражение в курдском вопросе, потому что запад поддерживает курдов. В такой ситуации со стороны Турции было бы грамотным шагом вхождение в контакт с Арменией, а конкретнее – утвердить цюрихские соглашения, чтобы успокоить, так сказать, христианскую Европу.
     
    Но вопрос не только в урегулировании отношений Армении и Турции, потому что с одной стороны формируется военно-политический альянс между Москвой и Анкарой, а с другой стороны – Армении является членом ЕАЭС и ОДКБ, в-третьих, у России сегодня есть военное присутствие в Сирии, а также военная база в Армении. Ситуация может сложится так, что Россия в своей ближневосточной деятельности может использовать свою военную базу, расположенную в Армении, и в этой связи необходимо комплексное соглашение по вопросу Карабаха.
     
    Серж Саргсян сейчас в Москве, а Ильхам Алиев поехал в Париж, и я считаю, что может быть предложен такой компромиссный сценарий, которым Алиев и Эрдоган обезопасят себя от давлений, пойдя на сепаратные переговоры с Сержем Саргсяном, а, точнее, несколько районов взамен на признание независимости Карабаха или промежуточный статус Карабаха. Иного контекста я здесь не вижу.
     
    – Вы считаете, что Путин и Эрдоган могли обсуждать подобный вариант?
     
    – Этого исключать нельзя. Россия и Азербайджан имеют добрососедские отношения, а Россия и Армения – стратегическое партнерство, мы находится в едином военно-политическом блоке и состоим в Евразийском союзе, Армения – наш стратегический партнер.  Тем более с учетом исторического присутствия армян на Ближнем Востоке – рано или поздно будут вынуждены решить армянский вопрос с Турцией. И потом, меняется геополитическая конфигурация, очень возможно, что у Турции есть опасения, что в приграничных к Армении районах может быть создано курдское государство, а для того, чтобы выступать против курдского фактора, было бы желательно наладить отношения с Арменией и нейтрализовать курдское влияние посредством армян.
     
    – Но ведь мы не видим подобного шага со стороны руководства Турции.
     
    – В публичной политике подобные шаги незаметны, но если посмотреть на календарь событий, все станет ясно. В большой политике ничего просто так не бывает. Почему господин Налбандян вдруг вспомнил об отношениях с Турцией, без какой-либо мотивации? Почему министр обороны Армении, опять же без внешнего мотива, поднимает тот же вопрос? Такие деятели просто так таких заявлений не делают.
     
    – И вы считаете, что это непосредственно связано с Карабахским вопросом?
     
    – Конечно, без решения Карабахской проблемы, невозможно урегулировать армяно-турецкие отношения и армяно-азербайджанские отношения. Вероятно, рассматривается какой-то пакетный проект.
     
    – Но ведь это скорее турецкое восприятие вопроса – что без решения карабахского вопроса отношения между Арменией и Турцией не могут быть урегулированы.
     
    – Нет, это восприятие Баку. В Цюрихских протоколах нет ни одного пункта о связи с Азербайджаном. Турция и Армения в октябре 2009 года подписали эти протоколы, и с правовой точки зрения в них никоим образом не указан Карабахский вопрос. Баку позднее связал это с Карабахским вопросом, и заставил Анкару связать эти две проблемы. Если говорить с точки зрения международного права, Армения и Турция могут самостоятельно начать процесс урегулирования, без карабахского вопроса.
     
    1in

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ