Наверх


    Критерий оппозиционности: проблема не с единицей измерения, а с точкой исхода

    ПОЛИТИКА - 30 Апреля 2017 - 12:03  |  Просмотров - 536

    Если бы все решалось заявлениями, то Армения уже сейчас превратилась бы в самую благоустроенную страну.

    Вопрос бытности Гагика Царукяна, возглавляемой им ППА или даже бока Царукяна оппозицией занимает значительное место также во внутриполитической повестке, возникшей вслед за парламентскими выборами, если это можно назвать повесткой. Конечно, до первого заседания парламента осталось недолго, когда согласно регламенту фракция блока «Царукян» должна будет заявить – уходит ли она в оппозицию или поддерживает правительство.

    Но что именно изменится после этого заявления? В конце концов, и в парламенте прошлого созыва ППА заявила о том, что она – оппозиция. Если бы все решалось заявлениями, то Армения уже сейчас превратилась бы в самую благоустроенную, самую развитую, самую справедливую, самую мощную страну или одним словом – в райское место.

    Достаточно всего лишь пролистать заявления РПА, сделанные в разные годы или выступления Сержа Саргсяна. Так что, заявление о бытности в оппозиции еще не означает быть оппозицией. С другой стороны, однако, что значит оппозиция? Есть ли у нас четкий ответ на этот вопрос, так сказать, публично легитимный ответ, или ясный для большинства общества, имеющий ощутимую границу, глубину ответ? Каков в Армении критерий оппозиции – «Сасна Црер», бывшие чиновники, переходящие из власти в оппозицию, новые лица в оппозиции и новое поколение, некогда оппозиционные лидеры, не сумевшие преодолеть пятипроцентный барьер?

    Когда мы в этом плане пытаемся конкретизировать картину во внутриполитической жизни Армении, то видим, что еще до того, как решить, является ли Царукян оппозицией или нет, занять какую-либо позицию в этом вопросе, общество Армении должно для себя действительно ощутимо, не по абстрактной модели установить понятие «оппозиция», и единицы или элементы ее измерения. А может быть, ничего измерять и нужно, и каждый свободен в своем решении, может считать себя чем угодно, в том числе и оппозицией, и если общество пойдет за ним, и если это мнение уже станет конкурентоспособным, вызывающим доверие, то здесь, как говорится, уже «народ ему судья».

    За прошедшие годы в Армении оппозиционное поле было настолько смазано и подвергнуто трансформации, такие критерии и единицу измерения были внедрены – от политологических до самых радикальных военно-научных, что в настоящее время практически нет общественного представления касательно понятия «оппозиция». Тем более, что нет также той точки или фона, с которого нужно измерять.

    То есть, есть проблема не только с единицей измерения, есть проблема с точкой исхода. В конце концов, на каком бы уровне мы не рассматривали или оценивали является ли та или иная политическая сила оппозицией или нет, каково политическое позиционирование вообще? Точкой исхода являются рамки классической с политической и политологической логикой, или же, так сказать, «присвоенная власть»? Потому что оппозиция в условиях в политико-политологической борьбы, в условиях законной политической конкуренции – это одно, и в таких условиях единицы измерения предполагают иной состав, и совершенное иное дело, если считается, что власть незаконно присвоена, нет судебной системы, не действует правоохранительная система, существует безнаказанность. Здесь уже понятие оппозиция предполагает совершенно иной способ измерения, совершенно иной состав единиц и чисел измерения.

    Если участвующие во внутриполитической жизни Армении и претендующие на существенную роль в этом субъекты посредством работы с различными общественными кругами оказались не в состоянии сформулировать эти задачи и получить ответы, в то же время заложив их в основу новых общественных представлений, то у них не получится и преодолеть существующее в оппозиционном поле замешательство и расплывчатость, и выйти на путь эффективного политического процесса.

    С этой точки зрения является ли Царукян оппозицией или нет, впредь – вопрос несвоевременный, ответ на который по большому счету ничего не изменит. То общество или то общественное представление, в направлении которого в основном работал и работает Царукян, большей частью, по сути, так сказать, проходящая база для оппозиционной деятельности, устаревшая база, которая не подлежит модернизации. В Армении для новой оппозиционной деятельности необходимо формирование новой оппозиционной социальной базы – в этом направлении нужны энергия, сила, мысль, энтузиазм.

    1in
     

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ