Наверх


    Криминально-олигархический режим оказался перед дилеммой

    ЭКОНОМИКА - 01 Июня 2017 - 09:17  |  Просмотров - 724

    Коррупция для правящей системы Армении является попросту кислородом, без которого эта система задохнется.

    Глава делегации ЕС в Армении Петр Свитальский заявил, что если в Армении коррупция не получит достойного ответа, не нужно ожидать из ЕС инвестиций в экономику Армении. Что именно представляет ЕС, говоря «достойный ответ коррупции», не очень ясно. В конце концов, неясно, речь идет об аресте конкретных людей или же ожидании каких-либо иных действий.

    Однако кроме этого вопроса, есть и другой: а ожидают ли в Армении европейские инвестиции? В формальном плане – да, конечно, Серж Саргсян посещает европейские страны, а также и другие чиновники проводят встречи с европейскими бизнесменами, призывают их делать инвестиции в Армении. Все это – обычные процедуры. Но если будет – хорошо, а если нет – будут ли власти Армении очень раздосадованы? Вот тот вопрос, который не имеет однозначного ответа, когда мы выходим за рамки протоколов и церемоний, и пытаемся рассматривать его в режиме реальной политики.

    То, что нынешнее социально-экономическое положение Армении достаточно сложное, и есть большая необходимость в инвестициях – это однозначно. Но настолько же однозначно и то, что ценой, заплаченной за эти инвестиции ни в коем случае не может быть власть. Что значит – власть? Речь идет не о смене власти, это влияние на ситуацию вообще. В Армении принято рассматривать проблему власти только лишь в виде конкретных действий или проявлений для смены власти, тогда как правящая система рассматривает этот вопрос намного шире, более системно, перспективно.

    Власть, как таковая, как наличие рычагов, может и не измениться. Но в Армении понятие «смена власти» это не только де-юре рычаги, но также и де-факто ресурсы. То есть, реальная система управления намного более широка и всеохватывающа, нежели исключительно система государственного управления. В обратном случае было бы невозможно на протяжении двух десятилетий удерживать систему в условиях постоянных вызовов и общественной не легитимности.

    Следовательно, когда мы говорим о «цене» власти или в качестве «цены» рассматриваем власть, то нужно иметь в виду именно то, что вопрос не только в сохранении де-юре рычагов, но и де-факто ситуации, факторы де-факто влияния. А борьба с коррупцией или достойный ответ коррупции означает не только аресты и отставки, но также институциональные механизмы, которые ограничат коррупцию в будущем. А ограничить коррупцию хотя бы в будущем – означает ограничить источник кислорода властей, потому что коррупция для правящей системы Армении является попросту кислородом, без которого эта система задохнется.

    Следовательно, система в режиме реальной политики ценой за инвестиции может признать «достойный ответ» коррупции только в том случае, если будет зависеть от инвестиций сильнее, нежели от коррупции. Пока для правящей системы Армении кислородом остается коррупция, а не европейские инвестиции, потому что в «кошельках» системы пока есть деньги. Более того, борьба с коррупцией, в свою очередь, является средством для управления этими деньгами, а не условием.

    Следовательно, Евросоюзу, пожалуй, необходимо в отношениях с правящей системой Армении подумать об этих моделях, так как, так сказать, модель борьбы с коррупцией далека от потенциала выстраивания качественно эффективных отношений. А новое качество отношений является жизненно необходимым как для Армении, так и для Европы, причем, во многих смыслах, в том числе и для выхода в новую плоскость действительно эффективных действий против коррупции.

    1in
     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ