Наверх


    Александр Искандарян: «Вероятность подписания в ноябре соглашения между ЕС и Арменией велика»

    ПОЛИТИКА - 17 Августа 2017 - 22:06  |  Просмотров - 423

    Интервью Azeri.Today с известным армянским политологом, директором ереванского института «Кавказ» Александром Искандаряном.

    - На днях заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян в интервью радиостанции «Свобода» заявил, что «Армения не должна связывать надежды с другими государствами, а диверсифицировать отношения с разными силовыми центрами, разными государствами, международными организациями». В Армении и России некоторые силы расценили это как серьезный сигнал Еревана Москве на то, что внешняя политика Армении может быть переориентирована с севера на запад. Вы разделяете это мнение?  

    - Я не очень четко понимаю, о каких «силах» идет речь, но, возможно, проблема просто в плохом знании русского языка. Слово «диверсифицировать» по смыслу противоположно выражению «переориентироваться с...на...». Армения диверсифицирует свои отношения с разными государствами и международными организациями, да и сама является членом очень разных международных организаций, от ОБСЕ до ОДКБ, от СНГ до Совета Европы. Комплементаризм – это официальный слоган армянской внешней политики, в Армении пытаются не превращать страну в поле боя между Ираном и Америкой, Грузией и Россией, Западом и той же Россией, но поддерживать по возможности благоприятные отношения со всеми этими государствами. Это и называется «диверсифицировать», что и сказал замминистра, и в чем нет ничего нового.

    - Недавнее участие Армении в учениях НАТО в Грузии - это тоже желание продемонстрировать России свое недовольство? Как пишут некоторые армянские СМИ, Ереван неоднократно отклонял предложение НАТО принять участие в совместных учениях, не желая лишний раз раздражать Москву.

    - Армения неоднократно участвовала в учениях НАТО. Эти учения проходили и на армянской территории. У Армении есть т.н. IPAP (Индивидуальный план партнерства) с НАТО. Эти учения не первые и, думается, не последние, в которых участвует Армения.

    Формат же взаимоотношений Армении с Россией в сфере безопасности невозможно сравнить с форматом учений НАТО. Армения и Россия являются членами одной организации, ОДКБ, членом же НАТО Армения не является, это совершенно разные уровни сотрудничества. Вряд ли в России могут этого не понимать.

    - У вас есть уверенность в том, что в ближайшее время Еревану не придется выбирать между Москвой и Вашингтоном?

    - Да, есть. Москва и Вашингтон для Армении - отнюдь не равноценная дихотомия, они чрезвычайно разные, между ними невозможно выбрать, это как выбирать между круглым и синим. Армения будет поддерживать такой формат взаимоотношений с этими двумя центрами силы, который будет выгоден и, одновременно, возможен, в этом суть армянской внешней политики – не разделять, а соединять. Слишком резкое позиционирование на одной из сторон приводит к неоправданно большим рискам, как показывает пример некоторых соседей Армении. Это непросто, в России Армению часто считают слишком прозападной, на Западе – слишком пророссийской. Но уже почти четверть века Армения существует в рамках такого рода возможностей.

    - В ноябре текущего года в Брюсселе состоится саммит «Восточного партнерства». Как вы считаете, подпишет ли Армения соглашение с ЕС?

    - Да, думаю, вероятность этого подписания велика. Документ практически готов, остались незначительные технические согласования. Серьезных политических проблем нет.

    - Резюмируя все вышесказанное, хочу спросить вас - оставит ли Россия желание определенной части армянского общества сменить внешнеполитические ориентиры без ответа?

    - У России с Арменией есть достаточно серьезный, наработанный десятками соглашений, договоров и практик формат взаимоотношений в области экономики, безопасности, международной политики . Очевидно, что и в Армении, и в России существуют «определенные части обществ»,  относящиеся к этому формату по-разному. В условиях, отличающихся от диктатуры, очевидно, и не может быть иначе. Но речь идет все же об отношениях между официальными Ереваном и Москвой, то есть, между государствами. Они определяются потребностями государств, а государства Армения и Россия достаточно четко определяют свои позиции в этом вопросе. Менять их из-за газетных текстов, политических заявлений миноритарных партий или фейсбучных дискурсов вряд ли сочтут нужным.

    Azeri.Today
     

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ