Наверх


    Почему олигархия любит читать мораль обществу?

    ПОЛИТИКА - 21 Января 2018 - 11:25  |  Просмотров - 636

    Демагогия на базе категорий морали и нравственности в руках представителей криминально-олигархического режима является апологетикой узурпации прав других.

    Любой криминально-олигархический режим по определению бессовестный и бесстыдный. Особо распространяться на эту тему бессмысленно: тяга не имеющих совести людей к власти и деньгам не имеет предела. Предел может поставить только страх. Бессовестный человек страшится только угрозы физической ликвидации своей персоны со стороны других.

    В Армении мы имеем дело именно с таким режимом. А интерес в данной статье представляет одно важное обстоятельство (или явление) - склонность членов олигархического режима к апеллированию нравственными категориями: призывам к совести, нравоучениям, чтению морали. И самое главное - желание публично пристыдить любого, кто смеет критиковать или обвинить власть имущих.

    Публичная деятельность министра обороны Вигена Саркисяна и характер защиты такой деятельности апологетами армянских властей являются наиболее свежими и яркими фактами, подтверждающими наше наблюдение. Общество Армении призывают к совести и к смирению со всеми  планами и действиями властей в деле осуществления новых денежных поборов с граждан для «помощи военнослужащим». При этом проявляется стремление, в первую очередь, пристыдить тех, кто указывает на факты коррупции и казнокрадства в армии.

    То же касается протестов против подорожания энергоносителей - в первую очередь, демагоги из РПА «читают мораль» недовольным людям. И так ... целые десятилетия. Казалось, узурпировавшие у общества национальное богатство и систему государственного управления деятели больше всего должны сторониться  перевода своего диалога с обществом именно в сферу нравственности. Зачем «будоражить улей» и выпускать в общественно-политическую жизнь понятия, которые отсутствуют в жизни узурпаторов-олигархов? Но нет: мы давно стали свидетелями того, что морально-нравственные категории являются излюбленными понятиями в устах последних. Значит, в этом есть нечто жизненно важное для них: видимо, отстаивать свои позиции в жизни сложно без апелляции к таким категориям. Демагогия на базе категорий морали и нравственности в руках этих людей является апологетикой узурпации прав других, и не только прав.

    Любой узурпатор не может не ненавидеть тех, у кого узурпировал богатство и права. Эта ненависть рождается из страха за возможное возмездие. А ненависть порождает насилие, целью чего является узурпация последнего, чего не удалось отнять у общества - узурпация свободной воли. Такое насилие невозможно без целенаправленной дезориентации общественного сознания. Здесь на помощь и приходит демагогия на темы морали и нравственности. Как точно подметил российский исследователь А.А.Гусейнов в своей статье « Моральная демагогия как форма апологии насилия»: «моральная демагогия и насилие связаны между собой настолько органично, что моральная демагогия неизбежно ведет к насилию, а насилие предполагает моральную демагогию в качестве непременного своего условия». Эта политическая практика достаточно хорошо исследована, и ее деструктивная суть вполне прозрачна. Тем не менее, она проявляет достаточную эффективность во всем мире.  

    Поэтому, не праздным является вопрос: почему эффективна такая практика? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внести ясность в некоторые аспекты общественно-политической жизни людей. В первую очередь, необходимо отметить, что «общественная мораль» определяет устои любого общества. Это воплощение нравственных принципов в неправовых категориях. Она определяет духовное пространство и является общим условием согласия и сотрудничества между людьми. У каждого общества своя мораль.

    При этом не нужно путать мораль и нравственность. Еще со времен Гегеля считается, что мораль является совокупностью требований, которая всегда предъявляются обществом человеку извне, тогда как нравственность - сугубо субъективная ценностная система человека. Нравственный человек всего лишь считается с фактом существования общественной морали. Законом нравственной личности является его совесть, а совестью  государства, по Т.Гоббсу, является закон. Принятый в государстве закон не может не считаться с моралью общества. Отсюда и становится понятным, почему мораль из-за ее особой значимости для членов общества всегда является благодатной пищей для демагогии. Нет более эффективного метода подавления воли человека, чем метод внушения ему чувства вины перед другими.

    На этом и построена универсальная машина насилия. Невозможно сломить и покорить человека, если в его душу не внедрено сомнение в своей правоте. Масштабы моральной демагогии не имеют предела. Примером чудовищности такой практики является апологетика геноцида армян  и других христианских народов Османской империи, которым перед уничтожением внушали чувство вины «за предательство» государства. Мало чем отличается от этой практики апологетика сталинских репрессий в СССР: людей массово репрессировали и уничтожали, не только предъявив обвинение, но и внушая им вину за подрыв устоев государства, а обществу - идею «о врагах народа». В обоих случаях мы видим примеры узурпации или подавления свободной воли людей.

    Менее масштабную практику узурпации свободной воли можно наблюдать везде и всюду, где власть в государстве узурпирована незаконными формированиями. В современной Армении изначально таким наиболее излюбленным методом стал метод внушения вины за дестабилизацию и подрыв обороноспособности страны вкупе с шантажом неминуемыми потерями в будущем. Призывы к смирению с действиями власть имущих основаны именно на внушении непокорным чувства вины за подрыв обороноспособности  государства. Заигрывание тезисом «нация-армия-церковь» в настоящий момент является всего лишь новым воплощением описанной практики подавления воли людей.

    Все же, как можно заметить, демагогия плутократической власти уже теряет свою эффективность. В деле спасения своих позиций эта власть надеется только на последний ресурс для своей моральной демагогии - судьбы пострадавших в войне военнослужащих. Поистине, ее бесстыдство и бессовестность не имеют предела.

    Lragir






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ