Наверх


    Политика, оставшаяся в заторах между улицей и залом

    ПОЛИТИКА - 19 Апреля 2018 - 16:52  |  Просмотров - 883

    До тех пор, пока общественно-политический дискурс не сконцентрирован на вопросе осуществления транспортировки политики с улицы в аудиторию,  максимум чего можно ожидать в качестве результата, это недопущение потерь и тем более жертв.

    Выход в этом зале и выход на улице, только в этом зале или только на улице выхода нет, в своем выступлении в Национальном Собрании в ходе обсуждений по кандидатуре Сержа Саргсяна на пост премьер-министра заявлял один из лидеров блока «Елк» Арам Саркисян. Его выступление было довольно эмоциональным, причем, заметно спланированным, то есть, эмоциональным, но не спонтанным. Однако под этой эмоциональностью отражается весьма ключевая за все три десятилетия независимости Армении проблема – политика между улицей и залом.

    Отправной точкой независимой Армении была уличная политика, арцахское движение, которое затем должно было трансформироваться в государственных и общественных институтах. Они были сформированы, но только на бумаге и таким образом политика, государственность, по сути, застопорились на пути с улицы в зал заседаний. В этом смысле в последние дни возникшие в Ереване вследствие процесса гражданского неповиновения пробки и заторы крайне символичны, они символизируют именно застопорившуюся, попавшую в затор между улицей и залом политику – во всех смыслах.

    В этом смысле, заявление Арама Саркисяна о том, что выход нужно найти и в зале, и на улице, иначе и вовсе невозможно его найти – по своей форме эмоциональное, но в смысле глубинного содержания вполне предметное и экстренное заявление.

    Дело в том, что переход политики с улицы в зал, институты в Армении остался заблокированным по пути, так как проблема еще не полностью не сформулирована , полностью не понята, общественно-политический дискурс по этому вопросу не сформирован, чтобы произошел национальный консенсус в отношении перехода.  

    И без этого, то есть без национального консенсуса по этому вопросу, политика в независимой Армении не будет  перенесена в зал не только через три, но и через десять десятков лет, или этот переход будет ужасно  болезненным и разрушительным путем, который может в этом случае оставить на полдороге не переход, который может в этом случае оставить на полдороге не переход, а армянскую государственность вообще.

    Следовательно, ситуация напоминает затор, где каждый пытается своей смекалкой или, говоря прямо, «шустростью» проехать вперед и вырваться из пробки. Так отдельные субъекты выходят из пробки, но движение, в данном случае, социальная и политическая жизнь, все равно, продолжает оставаться в этой пробке на пути с улицы в аудиторию. Потому выходы ищут исходя из целесообразности – кому, где и как удобно, одному на улице, другому в аудитории, третьему в Москве, четвертому в Вашингтоне, Брюсселе, везде, за исключением национального согласия. Национальное же согласие употребляется по всем вероятным и невероятным поводам, за исключением той проблемы, в которой есть в нем необходимость, и которая, пожалуй, является единственным местом в этом отношении, где должно быть достигнуто национальное согласие. В этом вопросе и должно быть достигнуто национальное согласие, после чего уже не будет необходимости в случае той или иной проблемы уместно или неуместно использовать понятие национального согласия, ситуации будут регулироваться уже политологической терминологией и институтами, которых характеризует эта терминология.

    Несомненно, что нынешняя ситуация будет как-то урегулирована и разрешена, но до тех пор, пока общественно-политический дискурс не сконцентрирован на вопросе осуществления транспортировки политики с улицы в аудиторию, его всеобъемлющей формулировке и достижении консенсуса во всем этом, политика в Армении будет периодически метаться из стороны в стороны – из зала на улицу, с улицы – в зал, и максимум чего можно ожидать в качестве результата, это недопущение потерь и тем более жертв. Конечно, и этого недостаточно, но если речь идет о человеческой жизни, у нас есть проблема сопоставления жизни людей и жизни государства, а с точки зрения жизни государства это крайне мизерный результат, но о котором мы до сих пор продолжаем думать.

    Между тем, в сегодняшних политических процессах мы должны преследовать намного более реалистичные цели. Начнется ли этот дискурс после нынешнего этапа политического метания от из стороны в сторону, или же возникнет некая очередная ситуация, когда каждый, в соответствии со своими способностями и «шустростью», выберутся из затора – хотя бы, так сказать, с царапинами, а политика, и, соответственно, государство продолжит оставаться в пробке между улицей и залом.

    1in






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ