Наверх


    Будет ли в Армении «пророссийская» партия или возможные причины «контрреволюции»

    ПОЛИТИКА - 23 Мая 2018 - 13:29  |  Просмотров - 1348

    Будет ли Москва способствовать реанимации Республиканской партии (РПА) и ее приходу к власти в Армении для усиления своего влияния в стране? Скорее всего - нет.

    Тема возможной контрреволюции в Армении является одной из наиболее часто муссируемых тем в армянских СМИ. При этом в качестве «контрагента» нынешним властям подавляющее большинство граждан Армении считает именно потерявшую власть Республиканскую партию. Тем не менее, более детальный анализ указывает на то, что меньше всего Николу Пашиняну и его сторонникам следует опасаться именно республиканцев. Если принять, что в стране в самом деле происходят так называемые контрреволюционные процессы, то они протекают на гораздо более глубинном уровне, чем могло бы показаться. Поэтому их даже называть термином «контрреволюция», причем с отрицательной коннотацией, методологически неверно. Поясним, о чем идет речь.

    Тактические и стратегические задачи Пашиняна

    Хотя и Никол Пашинян, и его команда утверждают, что главная задача нынешнего правительства – внести изменения в Конституцию и Избирательный кодекс для проведения досрочных выборов по полностью пропорциональной системе, тем не менее, они первоначально будут вынуждены решать накопленные в стране насущные задачи. Проведение досрочных выборов – это стратегическая задача, а ежедневные вопросы, пусть и не такие крупные, - важные тактические шаги, которые могут оказать сильное влияние  как на подготовку, так и на проведение досрочных парламентских выборов.

    Таким образом, если даже предположить, что новое правительство будет действовать на сто процентов профессионально и не совершит ни единой ошибки, что, конечно, из области фантастики, одно лишь отсутствие финансовых механизмов, или попросту – денег, может свести на нет не только решение насущных тактических задач, но и поставить под угрозу стратегическую задачу – досрочные выборы.

    Безусловно, это отлично понимают в правительстве, и все их потуги в кадровом плане, в антикоррупционном направлении, в сфере привлечения инвестиций, в первую очередь, направлены именно на пополнение бюджета.

    О внутренних и внешних финансовых ресурсах Армении

    Внутренних ресурсов бюджета, даже при реализации радужных ожиданий правительства касательно профицита, о чем говорилось на первом заседании нового правительства,  может не хватить даже на то, чтобы залатать прорехи в экономике и социальной политике страны, не говоря уже о реальном росте благосостояния граждан.

    По утверждениям ряда СМИ, ситуация с внутренними ресурсами, мягко говоря, не обнадеживает. За время «бархатной революции» были выведены огромные для нашей страны суммы, хотя ЦБ пытается опровергать эту информацию, а, по словам  Пашиняна, на сегодня приток денежных средств в банки превышает их отток.

    Таким образом, с большой вероятностью можно утверждать, что для подъёма экономики, пусть и в малой степени, решения насущных социальных задач, которые позволили бы Пашиняну и его команде удержать популярность в народе, а значит и власть, внутренних финансовых ресурсов может не хватить.

    Есть мнение, что возможной опорой Пашиняну в вопросе привлечения как внутренних, так и внешних финансовых ресурсов может стать Гагик Царукян. Однако ресурсы лидера партии «Процветающая Армения», как и степень его влияния на зарубежных партнеров могут оказаться недостаточными для более или менее удовлетворительного решения вышеизложенных задач.

    В итоге, единственным реальным источником инвестиций в краткосрочной перспективе остается заграница. Прежде всего, евразийское пространство, точнее – Россия, а также  Европа с Америкой. Но и здесь необходимо видеть разницу между частными инвестициями, к примеру, со стороны наших состоятельных заграничных соплеменников, связанных с ними бизнес- и финансовых структур, и предоставлением финансовых механизмов на государственном уровне или со стороны крупных международных финансовых организаций, каковыми являются Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, американский государственный фонд «Вызовы тысячелетия» и т.д..

    Поскольку частные инвесторы более «пугливы», очевидно, что инвестиции с их стороны задержатся до тех пор, пока в стране не наступит ясность в прогнозировании, хотя бы на ближайшую перспективу. В этом плане для серьезных зарубежных частных инвесторов прогнозы авторитетных рейтинговых агентств Moody's, Standard and Poor's или Fitch Ratings куда весомее, чем искренние призывы премьера Пашиняна.

    Какого типа инвестиции возможны в нынешней Армении?

    Если в нынешних условиях какой-либо иностранный капитал рискнет войти в Армению, то, скорее всего, эти инвестиции будут носить спекулятивный, краткосрочный характер и, вряд ли, сумеют существенно поднять экономику страны. Как правило, «короткие» деньги направляются в торговлю, где их оборот, а значит и возврат, происходит много быстрее, чем в производстве. А значит, при снятии всех протекционистских ограничений на импорт товаров, к чему стремится правительство Пашиняна, названные инвестиции, скорее всего, приведут к росту импорта, то есть  – к падению цен, что, в свою очередь, не только откроет дорогу на армянский рынок дешевым некачественным товарам, но и затруднит подъём собственных производительных сил, безусловно, являющихся  основой реального социально-экономического роста страны.

    Предположения о том, что в подобных условиях локомотивом экономики может стать туризм, смешны, даже в случае стопроцентного использования данного потенциала экономики. Таким образом, из сказанного вытекает, что в тактическом плане основой экономического роста Армении могут быть лишь внешние инвестиции со стороны упомянутых субъектов, для которых реализация поставленных перед ними политических задач перевешивает возможные финансовые риски.

    Из перечисленных выше организаций почти наверняка следует исключить российские, поскольку:

    а) в финансово-экономическом плане Россия находится в не лучшем для нее состоянии – ей самой требуются зарубежные инвестиции;

    б) Россия уже долгое время представлена в Армении, в частности, в энергетике, транспорте, связи, в виде государственных и частных компаний и, как показывает время, их эффект на экономику страны, в плане развития, оставляет желать лучшего.

    Тем не менее, роль частных российских компаний в Армении своеобразна и может иметь решающее значение, но уже в политическом смысле.

    Что остается в сухом остатке?

    В плане достижения тактических целей в экономике и социальной политике Армении, в сухом остатке остаются европейские и американские государственные, а также международные финансовые структуры и фонды. Напомним, что от них уже поступили заверения в поддержку новых властей Армении, в том числе и на уровне первых лиц ЕС и США. Однако в этом деле есть свои многочисленные «подводные камни».

    Реакция Москвы на предсказуемое сближение Армении и Запада

    Вопрос, захочет ли Москва большего сближения Армении и Запада чем оно есть сегодня, особенно в нынешних сложных для России международных условиях, отнюдь не риторический. Он носит стратегический характер для самой России с точки зрения  внешней и внутренней политики. В южнокавказской политике Москвы, конечно, в первую очередь следует говорить об Азербайджане, где народ, воодушевившись решимостью соседей,  вполне может сам свергнуть режим Алиева и привести к власти более умеренные силы, готовые пойти на большее сближение с Западом и, соответственно, отдаление от России.

    При таком раскладе: тотальная экономическая поддержка со стороны Запада, подъём уровня демократизации южнокавказских стран, степень вовлеченности их в международную экономику, а значит и политику, что среди прочих благ означает также подъем уровня безопасности региона в целом, вполне может произойти сближение позиций Баку и Еревана по карабахскому вопросу и нахождение взаимоприемлемого решения по выходу из этого тупика.

    А это почти со стопроцентной вероятностью означает уход Москвы из южной части Кавказа, с последующими проблемами на его северных склонах – на территории самой России.

    Если говорить о влиянии революции в Армении и ее экономического сближения с Западом на внутреннюю жизнь России, да и других евразийских стран, то все мы были свидетелями положительных оценок не только со стороны российской оппозиции, но и представителей официальной Москвы, а отдельные «уравновешивающие» недружественные выпады в сторону армян пресекались местными же усилиями с последующими извинениями со стороны «провинившихся».

    Кто в Армении реально может «сыграть» за Россию?

    Как поведет себя Москва в этой ситуации? Будет ли способствовать реанимации Республиканской партии (РПА) и ее приходу к власти в Армении для усиления своего влияния в стране? Скорее всего - нет, поскольку РПА показала полную несостоятельность в удержании ситуации и фактически сдала власть при первом же, пусть и сильном, ударе оппозиции.

    Так каким же образом Кремль попытается решить с пользой для себя создавшиеся проблемы?

    Вполне цивилизованное решение может подсказать создание новой партии, которую условно назовем «Пророссийской». Разумеется, все проблемы, связанные с созданием этой партии, будут возложены на плечи армянских толстосумов российского происхождения, которые после прихода к власти продолжат то, что не завершили к настоящему времени, а именно, к разделу сфер влияния в Армении. Безусловно, к этому делу будет подключена также часть наименее «запятнанных» членов Республиканской партии, местные олигархи – члены РПА, которым будет предоставлена перспектива «младших» партнеров российских собратьев, а также члены многих других парламентских и внепарламентских сил.

    Восстанет ли народ против подобной перспективы, как это он сделал в случае с РПА? С большой долей вероятности можно утверждать – нет! Причем, чем дальше будут отодвинуты сроки внеочередных парламентских выборов, тем больше будет возрастать популярность «Пророссийской» партии. Такому развитию событий будет способствовать также падение популярности Пашиняна, вызванное различными объективными и субъективными обстоятельствами.

    О возможных пророссийских политических силах в Армении

    Оттягивание сроков выборов, конечно, даст время на создание и раскрутку условной «Пророссийской» партии. Кстати, недавно в СМИ уже промелькнула информация о якобы намерениях братьев Самвела и Карена Карапетянов по созданию новой партии. Правда, тот же Карен Карапетян стал опровергать подобные слухи, однако, как говорится, дыма без огня не бывает. Понять его, конечно, можно. Сегодня, когда Пашинян находится на пике своей славы, говорить о создании какой-то альтернативы с политтехнологической точки зрения абсолютно несвоевременно.

    Однако когда будут изменены соответствующие пункты Конституции и ИК, станут ясными сроки проведения досрочных выборов, наступит та самая пора объявления о создании условной «Пророссийской» партии. И, повторимся, чем позже пройдут досрочные парламентские выборы, тем больше будет вероятность успеха такой  партии, которая даже на самых честных выборах в истории Армении, несомненно, найдет поддержку у значительной части ее населения, в том числе и среди нынешних сторонников Пашиняна, особенно в лице парламентских партий.

    Нет сомнений, что Россия в состоянии сделать определенные шаги в направлении удержания возможных западных инвестиций в Армению, для чего у нее есть немало рычагов, включая снабжение армянской армии российским вооружением, наличие неразрешенного карабахского конфликта. А после проведения вполне легитимного прихода к власти упомянутой «Пророссийской» партии без всяких махинаций, подтасовок, каруселей и других постсоветских избирательных «технологий», Москве уже будет не резон тормозить те же западные инвестиции. Наоборот, поощрение их потоков в Армению, особенно со стороны европейских инвесторов, которые не особенно желают более углублять «санкционную» войну против России, может стать тем, вполне «легальным» опосредованным плацдармом сотрудничества Брюсселя с Москвой, о котором много раз говорилось ранее, но не предлагалось никаких механизмов его реализации.

    Даже если названная «Пророссийской» партия не сумеет получить абсолютное лидерство в парламенте, она наверняка не даст сделать это стоящей за Николом Пашиняном политической силе, что означает формирование коалиционного правительства. А с учетом больших финансовых ресурсов «пророссиян», они по объективным причинам вполне могут претендовать на руководство финансово-экономическим блоком в правительстве, который наряду с силовым блоком является решающим в любой стране.

    Манвел Гумашян, эксперт по международной политике, специально для
    Новости-Армения






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ