Наверх


    Кому адресовать призыв «не рубите» - лесорубам или правительству?

    НАША АНАЛИТИКА - 19 Июля 2019 - 09:57  |  Просмотров - 1234

    Мы переживаем еще один «переходный этап», когда ломается старая система при том, что не построена новая, правительство «мой-шагистов» оказалось между Сциллой и Харибдой.

    Импульсивность и взрывной характер событий минувшей среды в Иджеване в какой-то мере стали для меня неожиданностью, но в то же время я предполагал, что в стране могут происходить подобные развития. Я не предполагал лишь, что конфликт может дойти до такой остроты. Неужели же правительство Пашиняна решило получить свой «Сари таг», обрушив свой и так скользящий рейтинг? Кроме того, как мы видим из вчерашних заявлений и силовиков, и самого премьера, правительство намерено твердо стоять на своей позиции и не пойдет на уступки лесорубам.

    В своей прошлой статье я писал о том, что правление РПА в Армении можно сравнить по масштабу своего бедствия с землетрясением. Те социальные конфликты, что происходят сейчас, это и есть афтершоки. Срабатывают «мины», заложенные десятилетия назад.

    И снова я повторю, что прекрасно понимаю обе стороны конфликта. На самом деле, значительная часть населения Тавуша долгое время занималась вырубкой лесов. Занимались ли они этим потому, что им это нравилось? Нет. Они занимались этим потому, что в своих селах им заниматься было просто нечем - мы же читали выступление женщины, чей родственник арестован за участие в беспорядках - «работы нет, а долгов выше крыши». Губернатор Тавуша Айк Чобанян, записывая всех, кто занимается рубкой леса, в «участников коррупционных схем» и занимающихся воровством, где-то прав. Действительно, деяния лесорубов противозаконны и разрушительны. Он говорит о двухстах рабочих местах с относительно высокой по армянским меркам зарплатой, но он не уточняет, любой ли желающий может пойти на эти места. Согласитесь, лесоруб не может устроиться на работу крановщика или ювелира.

    С другой стороны, надо понимать, что это участие в коррупции - не результат порочной натуры этих людей. Это участие поневоле. Не думаю, что сельчане собирались умышленно наносить вред окружающей среде тому краю, где живут. Но велик ли у них был выбор? Уехать из Армении и, вполне вероятно, валить лес где-нибудь в Кировской или Пермской области? Не думаю, что это выход.

    Я также не разделяю мнение Артура Ванецяна относительно того, что события в Иджеване - организованная провокация. Уверяю, что народ не пошел бы за теми, кого он сверг 15 месяцев назад, и тем более, в родном городе премьер-министра.

    Но и действия чиновников я понимаю. Почему должны страдать от перекрытия трассы люди, которые передвигаются по Армении? Ведь это их конституционное право - передвигаться по своей стране. Метод перекрытия дорог был хорош в виде крайней меры, тогда, когда власть была нелегитимной. Но ведь у нас прошли свободные выборы, мы избрали парламент, который, в свою очередь, избрал премьера.

    Кроме того, лесорубов нужно остановить и потому, что они уничтожают Армению для будущих потомков. Преступная сущность власти РПА и состояла как раз в том, что она вовлекала малоимущих граждан в незаконную или вредоносную деятельность подобно тому, как взрослый криминальный элемент сколачивает банду из подростков из неблагополучных семей, принуждая их воровать, грабить или торговать наркотиками.

    Вот и нас принуждали - загрязнять Севан стоками из ресторанов и гостиниц в округе, продавать пойманную браконьерскими методами рыбу, загрязнять воздух в Алаверди выбросами от вредного комбината, проще говоря, уничтожать свою же страну. И теперь, когда новая власть пытается положить всему этому конец, она становится врагом для тех, кто вынужденно кормился на всем этом, при этом не имея какой-то альтернативы.

    Помнится, в 90-ые годы, через несколько лет после свержения и расстрела диктатора Чаушеску и его жены в Румынии прошли шахтерские митинги и шествия. Новые власти во главе с Илиеску решили закрыть нерентабельные шахты, которые при диктаторе существовали на дотации. Тогда возмущенные шахтеры устроили акции протеста.

    Иджеванский бунт - действительно вызов для Пашиняна. Это - наиболее острая фаза столкновений, с одной стороны, закона с тем, что называется, «человеческий подход», а с другой стороны, либерально-популистской риторики с экономической действительностью.

    Прежде всего, правительство должно предложить действительную альтернативу этим людям. А альтернативы нету. И, будем говорить откровенно, пока в Армению не хлынул поток инвестиций от иностранных предпринимателей. К сожалению, мы переживаем еще один «переходный этап», когда ломается старая система, при том, что не построена новая.

    Безусловно, сельчане должны прекратить уничтожать природу. Но и правительство должно работать в авральном режиме, искать новые пути развития, привлекать лучших консультантов, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Если продолжится вырубка леса - этим уничтожится часть Армении. Если будут выдавлены семьи иджеванских лесорубов за пределы страны - этим мы тоже будет внесена лепта в уничтожение нашей страны. Правительство Армении находится между Сциллой и Харибдой.

    А пока в Иджеване идут беспорядки, Николу Пашиняну следовало бы приехать в свой родной город и выслушать земляков. Тем более, что, перекрывая дороги, они используют его метод.

    Иначе правительство Пашиняна, пришедшее на волне недовольства прежней властью, может растерять свой рейтинг, и тогда сбудется прогноз одного из лидеров «Сасна Црер» Варужана Аветисяна, который отвел режиму премьера-революционера два года. А мне очень этого бы не хотелось, потому что после падения власти «мой-шагистов» велика вероятность реставрации, пусть и не в явной форме, власти олигархии.

    Самвел Оганесян
    ArmenianReport






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ