Наверх


    Чем «блестят» отношения Москвы и Еревана?

    НАША АНАЛИТИКА - 12 Сентября 2019 - 09:45  |  Просмотров - 2212

    За видимым дружелюбием армяно-российских отношений кроются фундаментальные проблемы, корень которых - неприятие Россией новых армянских реалий.

    В последние несколько дней прозвучал ряд заявлений как со стороны нашей страны, так и со стороны нашего северного «партнера», касающихся армяно-российских отношений.

    От некоторых из них веет раболепием, в других ощущается явное непонимание момента.

    Вот, например, эксперт Аналитического центра прикладной политики и исследований «Айацк» («Взгляд») Асмик Варданян утверждает, что «несмотря на официальные заявления о блестящих армяно-российских отношениях, после бархатной революции действующие власти Армении не только не смогли развеять имеющееся у российской стороны недоверие, но и своими антироссийскими заявлениями и действиями во внутренней политике еще больше ухудшили ситуацию».

    Хочется даже не возразить, а возмущенно воскликнуть: «Госпожа Асмик, а почему мы вообще должны что-то перед кем-то развеивать?». Развеивают, знаете ли, пепел над Гангом...

    Мы независимое государство, через несколько дней будем отмечать соответствующий праздник. 28-ую, между прочим, годовщину. Неужели эти непростые годы, годы борьбы и лишений, надежд и побед, не стали доказательством того, что мы - народ, готовый сплотиться в трудную минуту, несмотря на то, что о нас говорят враги, народ, не нуждающийся в том, чтобы перед кем-то расшаркиваться.

    О каких таких «антироссийских заявлениях и действиях», да еще и во внутренней политике, говорит Асмик Варданян? То, что мы не выпускаем Роберта Кочаряна из-под ареста только потому что он - друг Путина? Минюст Армении вроде дал внятное объяснение по этому поводу. То, что мы сотрудничаем с американцами в различных сферах, в том числе, и военной? А почему бы нам с ними не сотрудничать, если наш основной военный партнер по ОДКБ - Россия не делает ничего для нашей защиты? То, что мы ждем от Запада инвестиций? А Россия может нам дать эти инвестиции?

    Или то, что мы приютили российского оппозиционера Шишкина? Но мы вроде бы считаем российский народ дружественным, а российский народ - это не только Путин. Никол Пашинян поздравил Петра Зеленского со вступлением на пост президента? Да, поздравил. Это протокол, это долг вежливости. Собираемся ужесточить езду по нашим дорогам с российскими правами? Но это ответные действия на действия России.

    Почему бы молодому политологу не адресовать упрек Кремлю, что он, а не мы «не смогли развеять имеющееся у армянской стороны недоверие».

    Пора бы уже понять, что у Армении есть свои национальные интересы, и они не всегда могут совпадать с путинскими.

    Но если Асмик Варданян - частное лицо, то замглавы МИД Шаварш Кочарян - государственный муж. И он тоже говорит несколько странные вещи, хотя и косвенно намекая на то, что мы делаем то, что непонятно Кремлю. Москва должна «адаптироваться к революции, произошедшей в Армении», - оправдывает нашего «союзничка» Ш.Кочарян.

    «Конечно, для российской элиты все события после революции были не тем, что они должны были приветствовать», - говорит этот самый «государственный муж». Тут всё ясно. Дружбана Путина Робика посадили за решетку, олигархов потеснили, коррупционеров, пусть, для начала хотя бы и мелких, но стали отлавливать. Подвинули российских ставленников. Но самое главное - в Армении народ смог встать, объединиться и на практике реализовать то, что прописано в Конституции - заявить о себе как о хозяине земли, осуществить, пусть и не идеальную, пусть в чем-то наивную, пусть в чем-то половинчатую, но демократическую революцию. И обитателям Кремля это не очень приятно, так как это примеряют на себе.

    Ш.Кочарян поясняет свою мысль вообще нелепостью: «Изменилась ведь структура страны, они должны смириться с тем, что в Высшем совете уже премьер-министр, а до этого у них была иная психология, тогда ведь был президент». Да Путину и его окружению всё равно, как в странах, которые они привыкли считать своим «подбрюшьем», называется правитель: президент, премьер, генсек, шах. Кремлю выгодно и удобно, чтобы де-факто страной руководила управляемая, предсказуемая фигура, которая бы бросала неугодных за решетку, устанавливала свое единоличное правление и с которой можно было бы легко договариваться.

    Кочарян разделяет тезис Пашиняна о том, что с Россией «блестящие» отношения, просто «с любой страной всегда есть отдельные проблемы».

    Я не согласен ни с премьером, ни с замглавы МИД. Можно было бы говорить об «отдельных проблемах», таких, как препоны для ввоза в РФ армянских товаров, подлянка с армянскими водительскими правами, если бы все это не было обусловлено чем-то более глобальным - нежеланием Москвой видеть Армению как равноправного игрока на политическом поле, имеющим свои, (а не российские) интересы.

    Косвенно эта мысль проскальзывает и в высказываниях посла РФ в Армении Сергея Копыркина. Да, он благодарит Армению за то, что она проигнорировала мероприятие, посвященное началу II Мировой войны в Польше. Благодарит за то, что вообще-то было бы достойно осуждения. Он намекает, что так следует действовать и дальше.

    Копыркин красочно рассказывает об общем прошлом, о вкладе в общую победу. Не спорю, Гитлер был плохим парнем. Не спорю, Армения, республика, казалось бы, территориально расположенная очень далеко от мест разборок мировых тиранов - Сталина и Гитлера, будучи вовлечена в одну из империй - советскую, также внесла свой вклад в победу над фашизмом. Да, спасибо Копыркину, что он это замечает.

    Но почему он не замечает другой армянской победы? Которая была в 1980-90-ых годах, победу в борьбе за национальное самоопределение, за свободу Карабаха? Почему Россия, на словах поддерживающая Армению, не желает поддерживать Карабах, признавать это как данность? Вместо понимания сказанного Пашиняном о том, что Карабах - это Армения, мы слышим от пресс-секретаря МИД РФ завуалированные угрозы пальчиком: «Заявления сторон должны вписываться в контекст общих усилий», и что они могут «могут разбалансировать хрупкий переговорный процесс». Я написал - «понимания», так как прекрасно осознаю, что соглашаться с премьером Армении Россия никогда не будет - дабы не обострять отношения с Баку.

    Такие вот с Москвой «блестящие» отношения. Только блеск этот не совсем здоровый. И глаза российской дипломатии блестят ханжеством и неприязнью по отношению к Армении. А мы ничего не замечаем, мы ждем, что, наконец, в Кремле и на Смоленской площади «адаптируются».

    Самвел Оганесян
    ArmenianReport






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ