ArmenianReport
Самые важные новости Армении и мира
Так поступают воины
25 Июля 2016
Воин должен уметь драться. Его задача - ввязаться в битву, и либо с честью на ней погибнуть, либо выйти победителем.
Психолог Юрий Бурлан является основоположником системно-векторной школы. Согласно его учению, все люди на Земле разные оттого, что движимы разными векторами - кожным, зрительным, звуковым и другими, всего их восемь, заложенными в нас природой.
С древних времен обладатели одного вектора становились вождями, другие - охотниками, третьи - собирателями, четвертые - хранителями огня. Видовые роли у индивидуумов разные.
А с изменением, уж простите за штамп советской школы, общественно-политической формации, появлялись и новые социальные роли: земледельцы, ремесленники, жрецы, советники, торговцы, воины, цари, глашатаи, разбойники, мыслители, и прочее.
Никуда векторы не делись и в наше время. И сейчас есть и работяги, и пофигисты-мещане, есть гламурные цацы обоих полов, есть карьеристы-приспособленцы, есть священники, есть интеллигенты, есть правители, есть бизнесмены, а есть и воины. И последние бывают нужны любой эпохе, они никуда не деваются.
А векторы мышления, поведенческие паттерны у носителей разных психологических векторов разные. То, что нормально для мещанина, то не будет приемлемым для воина, считающего своим долгом защищать свою общину, племя, в конце концов, народ.
Может быть, именно поэтому не все из нас понимают мотивы парней из группировки «Сасна црер», которые пошли на решение проблем столь радикальным образом, а именно, взяв оружие, захватили в ночь на 17 июля здание полка патрульно-постовой службы в Ереване.
С первого взгляда кажется, что это дикость, азиатчина. Я и сам в моей статье «Суббота и воскресенье, или записки с площади Насилия» высказал опасения по поводу вероятности силового разрешения ситуации на улице Хоренаци. Повторюсь, я не хочу, чтобы армяне стреляли в армян, уподобляясь туркам.
Но, признаюсь, я тоже рассуждаю с позиции средней руки полу-интеллигента, полу-мещанина. Вот такой уж у меня вектор.
А ребята из «Сасна црер» были, что называется, из другого «теста». Они - не мещане, не «интеллюги», не политики и уж, тем более, не торговцы. Они воины. Причем воины с предысторией - они воевали в Карабахе на рубеже 80-90-ых. Они оставили свои мирские дела, а некоторые даже приехали в Армению из-за рубежа, чтобы защитить свою нацию. И нет сомнений, карабахская война наложила свой отпечаток на их характер и мировоззрение.
Они - воины, по своей социальной роли, а воин не должен уметь говорить красивые, высокопарные слова. Воин должен уметь драться. Его задача - ввязаться в битву. Быстро вскочить на коня, выхватить меч из ножен - и - вперед! Победить или достойно погибнуть. Воину скучно в болоте мирной обыденности, в болоте политических дрязг и дипломатических торгов. Они не умеют и не хотят торговаться: «я у тебя не отжимаю объект, а ты меня поддерживаешь на выборах», «нам дают в правительстве 2-3 портфеля, а мы будем мягче в своей критике». Это им чуждо.
Помните, как у Коэльо, в «Книге воина света», «Воин знает, что волен избрать желанное ему; он принимает решения с отвагой и без оглядки, а иногда — очертя голову».
Что же было желанным для Жирайра Сефиляна, Павла Манукяна, Варужана Аветисяна и их товарищей? Освобождение Армении от системы. Даже не от Сержа Саргсяна или его партии, а от разбойничьей системы.
С точки зрения обывателя, парни перешли черту. С точки же зрения воина, они выбрали единственно правильное решение. Вот такая ситуация - на народ напали разбойники. Что делать? Задача воинов, организовавшись, дать им отпор. Разве разбойники бывают только из чужого «племени»? А если твоих близких атакует банда разбойников, по происхождению, из твоего же «племени», разве не надо его защищать?
«Народы, не способные защищаться самостоятельно, наказываются гибелью», - предупреждал потомков Гарегин Нжде.
Желание защитить армянский народ от разбойников («таканков», по определению того же Нжде), и было движителем группы «Сасна црер».
У борцов с правлением «таканков» есть также разные векторные роли. Есть борцы-ораторы, например, Заруи Постанджян, есть борцы-идеологи, вроде Паруйра Айрикяна, борцы-интеллектуалы, вроде Тиграна Хзмаляна или Рубена Ахвердяна, борцы-актеры, вроде Вардгеса Гаспари, борцы-массовики, вроде Давида Санасаряна или Максима Саркисяна.
Но борцов оказалось недостаточно, чтобы бороться с тиранами. Уж слишком бессовестными они оказались. Тираны понимают только родной язык - язык силы. И тут возникла потребовались даже не в борцах, а в воинах.
Обратите внимание, «сасна црер»-цы захватили не автобус с детьми или больницу. Они захватили «ментуру», логово тех людей, которые угнетают нас, топчут наше достоинство.
Ребят из «Сасна црер», скорее всего, ждет либо смерть, либо тюрьма. Но давайте будем мыслить с позиции воинов, а не обывателей. И на их языке это формулируется иначе - гибель либо попадание в плен. Гибель их будет покрыта героизмом, что оценят потомки. А если плен, то борьба продолжается и в плену. А зачастую и заканчивается освобождением.
Что ж, свою видовую роль воинов парни выполнили успешно. В бой так в бой, на войне как на войне.
Как здесь снова не вспомнить Гарегина Нжде! «Обладай всеми достоинствами воина, но не забывай что первое, главное, без чего привередливый Бог Войны даже не улыбнется тебе - это мужество». И именно образец мужества и был явлен парнями из «Сасна црер»-а.
Памятник Гарегину Нжде был открыт не в парке на улице Республики Сержем Саргсяном и Тароном Маргаряном, а в Эребуни - Павлом Манукяном и его соратниками. И за этот памятник они не будут оправдываться перед российским, или каким-то другим МИД-ом. Им это незачем. Слава воинам!
Самвел Оганесян
ArmenianReport
ArmenianReport https://www.armenianreport.com