ArmenianReport
Самые важные новости Армении и мира
Отнятые праздники
08 Мая 2023
Развития последних трех лет отобрали праздничную атмосферу дня 9 мая.
Всего три года назад на 9 мая на армянских сайтах можно было почитать, что этот день - тройной праздник для армянского народа: это и День Победы в Великой Отечественной войне, и День взятия Шуши и День формирования Армии обороны.
Порядка 320 тысяч жителей Армении сражались на полях войны 1941-1945 годов, к тому же следует учитывать поставленных под ружье представителей «внутрисоветского» Спюрка: их насчитывается, по оценке Sputnik-Армения, до 200 тысяч. Около 200 тысяч из общего числа советских армян не вернулись домой, честно выполнив свой долг перед государством, которое, между прочим, было не всегда справедливым к нашему народу.
Мои деды и родители редко задумывались об этом: да, СССР был недемократическим, тираническим государством, с неэффективной экономикой. С невозможностью выбора власти, даже в рамках одной партии, с невозможностью продвижения по карьерной лестнице без вступления в партию, с невозможностью читать и слушать то, что ты хочешь, свободно ездить в другие страны. Но пёс с нею, с политикой - когда наша семья собиралась 9 мая за столом, мы прежде всего ощущали крепость родственных уз, мы выражали благодарность нашим живым ветеранам и отдавали дань памяти ушедшим. Это был праздник, который нас сплачивал, им будто бы сшивались различные поколения.
Нашей нации несказанно повезло, когда мы смогли взять казавшийся неприступным арцахский Шуши в 1992 году. И это, по стечению обстоятельств, тоже произошло 9 мая. Наши ребята, с нашитыми на камуфляж белыми крестами, осуществили невозможное: враг, обстреливавший Степанакерт с высоты, оставил древний город. И это тоже было днем нашего единения: тогда мы все, армяне, были вместе: советские офицеры, вспомнившие о своей малой Родине, сельчане, сменившие плуг на автомат, представители Спюрка, оставившие комфортную жизнь за рубежом с целью защитить своих соотечественников по крови. Это они потом разделятся на коррупционеров и оппозиционеров, приспособленцев и мигрантов, пророссийских и прозападных, а тогда мы действовали в едином порыве.
9 мая 1992-го накладывался на 9 мая 1945-го... Кочари, который танцевали наши предки перед Рейхстагом, перетек в кочари, который сплясали около посеченного, но выстоявшего Казанчецоца. Уж если у кого-то и был повод говорить о духовных скрепах, так это у нас, армян.
Даже у меня, человека, проживавшего за рубежом, в этот день поднималось настроение, я поминал и тех, кто брал Берлин и Вену, и тех, кто брал Шуши и Джракан.
Но, увы, 2020-ые годы перечеркнули эти праздники.
Осень 2020-го. Теплое сентябрьское утро было разорвано взрывами азербайджанских снарядов. А дальше - смесь гордости и горечи, ощущения своей правоты и беспомощности, ненависть к противнику, пришедшему с войной на нашу землю, но вместе с тем, не меньшее неприятие самой войны как явлению человеческого бытия. Шок. Страх. Ужас. Желание мстить. Купание в бесконечном арцруновском «ободрительном» вранье. Ожидание помощи России и ОДКБ.
И - капитуляция. Опять шок. Снова непонимание того, как жить дальше. Беженцы. Горечь от предательства союзников, которые должны были вмешаться в конфликт на нашей стороне. А потом - мучительное осмысление: как это стало возможным, почему это произошло? И почему наше поражение и даже сама война были столь неожиданны? Ведь по большому счету, противник все 28 лет не скрывал своих планов реванша, и не только на словах - он закупал оружие, готовил армейские кадры.
У нас больше нет Дня взятия Шуши. Точнее, он остался в памяти. Но это как прекрасная картина, закрашенная черной краской.
А еще через полтора года у нас отобрали и праздник, оставшийся с советских времен. А отобрал его не Гитлер, а как раз таки та страна, которая его победила. Вернее, её приемник: Россия. Путинская Россия. Несмотря на митинги под лозунгами «нет войне», несмотря на бегство из РФ части её культурной элиты и гражданского общества, несмотря на то, что среди россиян есть люди, называющие сажу черной, а молоко - белым, значительная часть их общества эту войну поддерживает, что можно отследить и в социальных сетях, и на Ютубе.
Как результат, мировое сообщество уже не помнит подвиг русского солдата, взявшего Берлин, оно помнит то, что путинская Россия учинила в Бородянке, Буче, видит, что осталось от Мариуполя, Бахмута. России, независимо от исхода войны, еще очень долго придется отмывать свою репутацию. В девяностые, при правлении Ельцина, и даже в начале нулевых, уже при Путине, в Москву на День победы съезжались президенты всех стран СНГ, привозившие своих военных, которые шагали на параде по Красной площади.
Сейчас Путин будет встречать 9 мая в одиночестве. Он стал нерукопожатным, как и его страна. И мне уже как-то не хочется отмечать этот праздник. По чьему-то неумному совету именно символику Великой Отечественной, прежде всего георгиевскую ленточку, Путин выбрал для «атрибутики» своей агрессии против Украины. Гоню из головы мысль, но она снова и снова приходит ко мне в голову: а, ведь и СССР имел не менее амбициозные, и не менее агрессивные военные планы, чем гитлеровская Германия, выходит, что та война, в которую вовлекли и наших дедов, была сражением двух зол.
И народы, проживающие вокруг России, прежде всего, украинцы, начинают ругать и «троллить» все, связанное с Великой Отечественной. Кто-то из русских на днях в Фейсбуке разместил фотографию волгоградского памятника «Родина-мать» на фоне заката.
Ниже привожу некоторые комментарии: «Куда зовёт ваша родина мать? Убивать, нападать, насиловать, бомбить, издеваться над людьми?», «Родина-мать зовет в чёрные пакеты», «Ага, зовет за уходящим солнцем в ад», «Да, закат России приятно наблюдать на фоне памятника "Родина -мать"», «Если в других странах матери призывают к любви и к миру, то российские матери к войне», «Зовёт на неправедную войну убивать и быть убитыми за путлеровские амбиции. Мальчики и мужчины, заткните уши! Это зов Антихриста!».
Позорная так называемая «специальная военная операция» закрасила победную гордость Великой Отечественной войны.
Разумеется, у меня, как у армянина, есть к России и вопросы, касающиеся её невыполнения союзнических обязательств в рамках. И в свете ответов на эти вопросы у меня не возникает абсолютно никакого желания отмечать её праздники. И мне совершенно непонятно, для чего, например, в том же Гюмри девочки из Русского дома раздают на улицах георгиевские ленты.
Да и после того, что произошло 22 февраля 2022 года, совершенно «отмороженно» стали себя вести и Азербайджан, и Турция, так как прекрасно понимают свою значимость и для Европы, и для России. Своеобразный у них «нейтралитет», вредный и опасный для нас.
Остается третий праздник - День создания Армии обороны Арцаха. Но и он в нынешних геополитических реалиях теряет свою ценность. Все мы прекрасно понимали, что Армия обороны опиралась на ВС Армении, но последние вряд ли чем-то могут помочь: здесь и разбитость и подавленность армянской армии (я говорю и о технической, и о моральной стороне), и прервавшаяся через Лачинский коридор связь.
В марте сего года Пашинян высказал странную мысль об Армии обороны: «Азербайджан пытается обосновать, что Армия обороны Нагорного Карабаха должна быть распущена, не должна существовать. Если не будет угрозы Геноцида армян в Нагорном Карабахе, то, по крайней мере, не будет необходимости иметь Армию обороны такого масштаба. Вы представляете, что в этой ситуации они тратят миллиарды на содержание этой армии?».
Что мы имеем в итоге? Карабахцам угрожает геноцид, Армия обороны как бы есть, но она беспомощна, миротворцы ведут себя по принципу «руки в брюки».
И тут праздновать нам нечего. На улице весна, а на сердце грустно.
ArmenianReport https://www.armenianreport.com