ArmenianReport
Самые важные новости Армении и мира
Прочь грязные лапы от демократии!
27 Ноября 2023
Если в обществе демократия здоровая, не имеющая экзистенциальных противоречий между разными группами общества, то такая демократия лишь сплачивает общество, создавая естественную спайку как между его элементами, так и между низами и властью.
Что-то в последнее время обретает популярность такой тезис, что, мол, демократия неэффективна в кризисной ситуации. Это еще с пандемии началось - мол, вот, смотрите, в тоталитарном Китае, как начался коронавирус, запретили все маски носить, и они побороли пандемию, а в либеральной Европе, где есть торжество прав человека, такие рестрикции не наложишь, вот и мрут итальянцы и французы, как мухи.
А недавно я смотрел на Дзене одного российского «гуру» Артема Войтенкова, так тот привел пример, как в Греции примерно в 2015 году решили провести референдум с предложением не возвращать долги, которая страна понабрала у европейских партнеров. Итоги референдума были предсказуемы: эллины, силой своей коллективной ответственности, решили не платить их.
«Если будет запущена какая-то реальная, настоящая демократия, то она очень быстро скопытится», - считает А.Войтенков, объясняя это тем что «для управления большими массами людей это делают люди умные, дальновидные».
«Большинство населения - это охлос, это бараны прямоходячие», - убежден российский блогер. «Такая истинная демократия обречена на поражение, ее сожрут соседи обязательно, она даже внутри себя сожрет саму себя», - убеждает слушателей Войтенков, полагая, что срок таких демократий - 5, максимум, 10 лет.
Это, подчеркиваю, говорит российский блогер, хоть и независимый, но далеко не какой-то там оппозиционной, «иноагентской» направленности, а транслирующий вполне себе принятый в этой стране нарратив «сильной руки».
Он не единственный демо-скептик, уж простите мне неологизм. Единомышленники Войтенкова есть и в Армении.
Вот, хотя бы политолог Аргишти Кивирян в прошлом месяце напомнил, что в 2018 году Пашинян заявлял, что путем демократии спасет Арцах, но Арцаха сегодня нет.
«Если он сейчас заявляет, что демократия спасет Армению, то это значит, что над Арменией сгущаются темные тучи. Его политика привела лишь к потерям. Он никак не поймет, что государство защищают армия и искусная дипломатия, демократия никогда не спасет от внешних вызовов», - считает А.Кивирян.
В атаку на демократию ополчился и третий президент Армении Серж Саргсян в одном из своих последних интервью.
«Пришли и говорят: «демократия, демократия, демократия». Если главное - демократия, то мы видим результаты... Да, демократия в большинстве случаев мешает безопасности страны, и я не боюсь об этом говорить», - подчеркнул третий президент Армении.
«Это не означает, что демократическая страна менее безопасна, чем недемократические страны. Это значит, что наша страна, так сказать, пробует путь к демократии, который можно пройти за час, пройти за 5 минут, поэтому и катится, поэтому и возникают проблемы», - добавил он.
Правы ли эти люди? И да, и нет.
Верно, в эпоху противостояния демократические ценности оказываются ущербными. Потому что от воюющей стороны требуется единство, дисциплина, готовность беспрекословно следовать приказам во имя исполнения генеральной цели - победы над противником. Согласитесь, это будет смешно, если, например, в батальоне устраивают голосование, продолжать ли бой или отступить. Вернее, сначала будет смешно, а потом - не очень, ибо такая армия обречена на разгром.
Даже оплот демократии США этой ценностью поступились после терактов 11 сентября - вспомним Патриотический Акт, ограничивший свободы американцев и расширивший права спецслужб.
Но на определенное отступление, и то, кратковременное, отступление от демократических принципов, может пойти лишь та власть, которая не имеет никаких упреков в своей демократичности, если её мандат народоизбранности безупречен.
Как я понял, Серж Саргсян намекает на себя любимого, словно проговариваясь, что это сейчас, при Пашиняне, дряхлая и нежизнеспособная демократия, а при них не было демократии, но была стабильность. Еще раз, для тех, кто в танке - Серж Саргсян открыто намекает на то, что его правление было недемократическим.
А тут и не надо ничего пояснять - все мы помним, как проходили выборы при власти РПА. Голодных избирателей подкупали сержиковские активисты, опиравшиеся на криминальных авторитетов. Оппозиционеры запугивались, избивались. Олигархи требовали от бесправных сотрудников своих предприятий участвовать в сборе подписей и агитации за правящую силу.
Саргсян кинул нас как минимум дважды - первый раз, пообещав вести Армению в друзья к Евросоюзу, а в итоге - притащив за уши на поклон к Путину. Второй раз - когда обещал не участвовать в борьбе за власть в 2018-ом году, но в итоге - провел Конституционную реформу и перелез из президентского кресла - в премьерское.
Саргсян недоволен тем, что «наша страна, так сказать, пробует путь к демократии, который можно пройти за час, пройти за 5 минут, поэтому и катится, поэтому и возникают проблемы». Да, реформы, анонсированные Пашиняном и его командой в 2018-ом году, отличались поспешностью, популизмом и максимализмом. Но это было потому, что нами было бессмысленно потеряно время. Золотое время начала XXI века, когда в стране могли бы создаться основы демократических институтов. А у власти тогда как раз и находились Роберт Кочарян и Серж Саргсян.
Насчет того, что демократия априори всегда слаба - это тоже притянутый за уши нарратив. Пример тому - нынешний Израиль. Да, нападение боевиков ХАМАС на их страну они в целом, «проморгали», но страна смогла быстро встать на ноги, мобилизоваться. И, согласитесь, взятие под контроль Сектора Газа идет довольно успешно для Израиля: уничтожаются главари экстремистской организации, ликвидируются цеха и тоннели ХАМАС-а.
А ведь до этого в Израиле были очень серьезные политические противоречия вокруг планов судебных реформ. Но в нужный момент израильское общество, и без того, вовсе не однородное, смогло отбросить противоречия на задний план.
А у нас такого не произошло. А знаете, почему? Потому что в армянском обществе, еще до войны 2020 года, еще до Бархатной революции произошло несколько расколов, и эти расколы были не только в идеологической области, но и в нравственной: ибо значительная часть нашего социума готова была даже поступиться национальными ценностями, чтобы только убрать коррупционеров и воров.
В Израиле такого никогда не было. Да, там судили за коррупционные делишки сына бывшего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, Омри Шарона. Судили бывшего премьер-министра Эхуда Ольмерта. Но там коррупция не принимала масштабов разложения государства. И кроме того, факт ответственности первых лиц государства и их отпрысков как раз свидетельствует о том, что эта самая демократия там была и есть.
И сейчас сражающийся солдат ЦАХАЛа знает, что он защищен своим государством, которое крепко именно тем, что за ним стоят демократически избранные власти и демократически избранные государственные институты.
У нас же такого нет. С одной стороны - сторонники старого режима, бывшие коррупционеры, отстраненные от власти и готовые заниматься любой демагогией, и запугиванием приближающимся крахом Армении, точно сектанты - концом света, а с другой стороны - популисты, в погоне за своими либеральными ценностями порой забывающие о своем армянстве и ответственности перед ним. Конечно, от Родины, нации нельзя отказываться, ошибочно ассоциируя её с каким-то неприятным режимом, это может делать лишь незрелый человек.
Но тем не менее, это отречение от своих национальных корней, нежелание воевать за интересы своей страны, произошло именно при правлении РПА, дискредитировавшей основную миссию государства. Государство стало не объединяющим нацию, а обирающим её.
Если в обществе демократия здоровая, не имеющая экзистенциальных противоречий между разными группами общества, то такая демократия лишь сплачивает общество, создавая естественную спайку как между его элементами, так и между низами и властью. Подлинной демократии, исполненной силой, мужеством, самосознанием, и не может быть в столь разделенном обществе, каковым является наше.
Это общество трудно назвать здоровым, как один его полюс, так и второй. Но в этой болезни огромна роль Сержа Саргсяна и руководимой им команды, которые уцепились зубами в политическую ткань Армении, не желая её покидать, даже если эта ткань трещит и рвется. Однако же он, конечно, этого никогда не признает. Уж лучше заниматься наездами на политический уклад, про который еще Черчилль сказал: «Демократия — худшая форма правления, не считая всех других».
ArmenianReport https://www.armenianreport.com