ArmenianReport
Самые важные новости Армении и мира
Тигран Хзмалян: «Сидящие в тюрьме проповедники - агенты России и мои идеологические враги. Но они - граждане Армении и имеют право на защиту!»
23 Ноября 2025
В гостях Ютуб-канала «Beydulla Manaf», что ведет азербайджанский политэмигрант Бейдулла Манаф, были блогер Лилит из Праги и лидер Европейской Партии Армении Тигран Хзмалян.
Лилит попросила Т.Хзмаляна прокомментировать ситуацию, складывающуюся в Армении вокруг Церкви, «насчет этого раскола».
«Прочитала, что собираются встретиться некоторые епископы, или Пашинян или представитель из власти. Скажите, вам что-то известно по этому поводу, чтобы договориться или как-то решить вот этот кризис в стране? И что вы думаете об этом?».
«Смотрите, Церковь для Армении - это не столько религиозный институт, сколько - один из символов национальной идентичности. В Армении Церковь имеет большую традицию, чем государство - это 141-ый Католикос. Не все королевские роды имеют такое количество непрерывающихся династий.
То, что Армянская, как и Грузинская, как и Российская или Украинская церковь, были в 40-ые годы поставлены Сталиным под полный контроль спецслужб России, это не секрет, это известно всем. То, что они сотрудничают с режимом, а, конкретно, с советским режимом, это тоже понятно. В случае с Армянской Церковью это было особенно болезненно, потому что Армянская Церковь разбросана по всему миру, и для советской внешней разведки было очень важно иметь такие ресурсы, какие есть у Армянской Церкви, вхожей во все страны...
Это был очень ценный ресурс, который продолжает находиться под контролем Москвы. Однако, когда Пашинян предъявляет претензии к Церкви и говорит, что брат Католикоса, например, агент КГБ, (что, скорее всего, правда), это не очень убедительно звучит, потому что в самом правительстве Армении, в парламенте, в структурах безопасности, агентов КГБ наверняка не меньше, чем в Церкви.
Но есть одно отличие. Правительство, структуры, - силовые, информационные, экономические, которые продолжают находиться под влиянием КГБ, это, собственно, то, чем правительство должно заниматься, это его прямая обязанность.
А церковь, по Конституции Армении, отделена от государства. И, как бы, реформа Церкви не входит в задачи правительства. Это просто противозаконно и противоконституционно», - подчеркнул Хзмалян, - передает ArmenianReport.
«Всемирный совет Церквей заявил о недопустимости вмешательства государства в дела Армянской Церкви. И то, что Церковь должна изменяться, это правда.
Но должно измениться всё общество. И нападки Пашиняна на Церковь, вместо того, чтобы заниматься социально-экономическими реформами, реформой судебной, правовой, разделением властей, как должно быть в демократическом обществе - заниматься вот этим всем - это означает разводить дымовую завесу, чтобы скрыть свои провалы, свои ошибки и свои политические (внутренние и внешние) катастрофы.
Поэтому, в общем, это всё в целом наносит вред стране и народу, наносит вред государству.
Ссора с Церковью, ссора Пашиняна с Диаспорой, ссора с карабахскими беженцами, попытка разделять общества на разные фракции и сталкивать их между собой помогает ему переизбраться помогает ему, потому что люди не могут собраться вокруг реальной цели - евроингеграции, например...», - полагает армянский политик.
Он также отмечает, что никто из настоящих воров, олигархов и убийц в тюрьме не сидит - в тюрьме сидят журналисты (вчера посадили двух блогеров).
«Три архиепископа и шесть архиереев сидят в тюрьме. За слова, за которые можно оштрафовать, но давать реальные сроки проповедникам за их проповеди означает посягать на свободу слова, свободу совести. И, как председатель Европейской Партии я обязан считать этих людей политзаключенными.
Хотя они являются моими идеологическими врагами. Я понимаю, что они - агенты российского влияния, но даже агенты российского влияния имеют право на адекватную защиту, и их конституционные права их никто не отменял. Так же всех тех, кого судят сейчас в Баку, и уже прищурили им сроки - от 16 лет до пожизненного заключения - они все являются моими политическими противниками, идеологическими врагами. Но они - граждане Армении, и я обязан защищать их права.
В Армении они пусть будут подвергнуты этому суду! Но радоваться тому, что этих людей, которые были субъектами международного права, участниками переговоров, сейчас судят за терроризм и инсургенцию, это довольно странно. Особенно странно - не то, что их судят в Баку, это как раз понятно. Странно - то, что в Ереване правительство абсолютно индифферентно к этому.
И тут работает закон, который лучше всего сформулировал Вольтер: «Я не согласен с Вами, сир, - говорил он, - но я готов положить свою жизнь за ваше право излагать своё мнение, с которым я не согласен».
Потому, что если никто не будет защищать мнение, с которым мы не согласны, и права людей, с которыми мы не согласны, то, когда придут за нами, некому будет защищать наши права. Это и есть демократия, которой в Армении становится с каждым днём всё меньше...».
ArmenianReport https://www.armenianreport.com