Наверх


    Перед Арменией встала угроза рассмотрения в качестве страны Центральной Азии

    ПОЛИТИКА - 13 Марта 2017 - 10:29  |  Просмотров - 1030

    США ставят не на отрыв Южного Кавказа от России, а на отмежевание от него России.

    Длительное время США, ведущие европейские государства и НАТО рассматривали Южный Кавказ как регион, где расположены вполне самостоятельные государства, которые рано или поздно предпочтут выйти из-под влияния России.

    В какой-то мере это оказалось верным, но Западному сообществу понадобилось немало усилий, чтобы помочь странам региона выйти на широкую арену международных отношений. Но три страны Южного Кавказа различным образом рассматривали свои политические предпочтения.

    Учитывая то, что над регионом жестко висела пелена русского влияния, Западу пришлось значительно усложнить подходы к Южному Кавказу. В Грузии Запад предпочел «революцию», Азербайджан рассматривали как партнер Турции, которая являлась членом НАТО. А Армения, ставшая вассалом России, рассматривалась как страна, которая предназначалась для длительной абсорбции и перевербовки в Западное сообщество.

    Все эти формулировки оказались непростыми и содержали множество особенностей. Но какова же была общая идея геополитического назначения Южного Кавказа?

    Одной из задач стало вытеснение России из региона, включая пространство Черного и Каспийского морей, вернее, использование региона для блокирования продвижения русских в стратегическом южном направлении. Но эта задача оказалась весьма условной, так как сама по себе она не могла реализоваться без применения различных подходов в сфере политики и экономики.

    Важной оказалась задача сооружения широтных коммуникаций, преимущественно энергетического характера. И эта задача была успешно выполнена. Азербайджанская нефть была направлена к берегам Черного и Средиземного морей.

    Но данный проект недолго оставался в статусе политизированного. Вскоре изменилась мировая энергетическая ситуация, и значение данных коммуникаций более не представляло политического интереса.

    Запад пытался, хотя недостаточно активно, воспользоваться этнополитическими проблемами Грузии, но грузинская элита так не сумела в должной мере стать проводником Западной политики и утратила перспективы возвращения территории Абхазии и Южной Осетии.

    Вместе с тем, Запад стал рассматривать данные проблемы не как чрезмерно важные и предпочел интеграцию Грузии в НАТО как основную ставку в будущее этой страны.

    Россия сумела в полной мере привести Азербайджан и Армению в свое подчинение, предоставляя им несбалансированное количество вооружений. Азербайджан, располагая финансовыми возможностями и поддержкой Турции, сумел сохранить большую независимость от России, нежели Армения. Армения предпочитает оставаться вассалом, но уже ощутила, насколько она оказалась в крайне ущербном состоянии в части экономики и безопасности.

    Западное сообщество пыталось поскорее покончить с русским влиянием в Южном Кавказе и предложить новые проекты для региона. Но дело затянулось, и пришлось отказаться от части идей, которые заключались в весьма локальном претворении.

    Запад понял, что невозможно привести регион в состояние абсорбции без разворачивания широкой стратегии, которая станет охватывать не только Кавказ, но и Черное море. Но и в Черном море Запад столкнулся с большими сложностями, связанными с военно-техническими и правовыми проблемами.

    На протяжении более 15 лет США неоднократно пытались и вскоре отказывались от планов по Черному морю, а европейцы никогда не имели задач в этом бассейне. Период администрации Б.Обамы стал потерянным временем, когда США не предприняли никаких радикальных задач по проблеме Черного моря.

    Сейчас, с возвращением республиканцев в Белый дом, американцы предпринимают попытки направить в этот регион НАТО и сделать политику в регионе политикой НАТО.

    Что же происходит сейчас? А происходит то, что США и НАТО более не имеют локальных задач геополитического и геоэкономического свойства и занялись глобальными задачами по абсорбции Черноморско-Кавказского региона.

    Таким образом, задачей является не отрыв Южного Кавказа от России, а отмежевание России от данного региона. То есть, намечается развал российской стратегии и вытеснение ее из многих других регионов.

    Еще во времена Б.Обамы американцы проводили политику блокирования и изоляции России, превращения ее в парализованную державу с ядерным оружием. Эта идея различным образом отразилась на странах Южного Кавказа.

    Грузия стала носителем данной идеи, получив существенную военную и экономическую помощь. Азербайджан продолжает опасаться интегрироваться в Западные структуры и может рассчитывать на свои нефтяные и газовые ресурсы. При этом, у Азербайджана нет многих других выходов из положения, кроме как стать партнером России. Армения представляет себя только как унизительный вассал России.

    Но этим дело не закончено. Главным фактором является то, что Россия более не в состоянии проводить вполне самостоятельную политику, в том числе в сфере экономики, при этом оказывая зависимым государствам экономическую и военную помощь. Это становится весьма накладным для России, и она уже вполне готова отказаться от этой роли.

    Российская военная и экономическая структура рассыпается, и странам Южного Кавказа пришло время отказаться от иллюзий и по-новому рассмотреть свое место в мире.

    Но Россия - не единственная цель в отношении Южного Кавказа. Важное место приобретает Иран, хотя место и роль Ирана заметно изменилась, как в мире, так и в данном регионе. Ранее имелось в виду формирование «большой диагонали» от Ирана до Европы, которая пролегала бы по Южному Кавказу. Эта идея имеет место и сейчас, и американцы намерены создать коммуникационные возможности в Черном море, используя черноморское побережье Грузии.

    Вместе с тем, данный проект не очень-то расположен к использованию маршрутов, пролегающих по территории Азербайджана. Ухудшение отношений с Ираном, что навеяно новой администрацией США, вернее, отдельными лоббистскими группами в США, несомненно, приведет к новым проблемам в отношениях с Ираном. Видимо, через некоторое время произойдет заметное изменение в отношениях между США и Ираном, когда США начнут блокировать любые коммуникации, которые призваны связать Россию с Персидским заливом.

    США и НАТО заинтересованы в формировании коммуникаций, связывающих Китай с Европой, так как это приведет к окончательному отлучению Южного Кавказа от России. Но это не означает, что Центральная Азия станет пользоваться данными кавказскими коммуникациями в полной и масштабной форме. Центральная Азия ориентирована на Китай и отчасти на Индию.

    Но проблемой коммуникаций вовсе не решается международная функция Южного Кавказа. Главная задача – создание буферной зоны Европы, отгораживание Европы от Ближнего Востока и других азиатских регионов.

    Вряд ли при этом Азербайджан станет участвовать в этой функции. Азербайджан, скорее, рассматривается как Центрально-Азиатская страна. И перед Арменией встала угроза также рассматриваться в качестве страны Центральной Азии. Запад понимает, что Грузия самостоятельно не в состоянии выполнять функции регионального буфера. Грузия нуждается в Армении, и это уже стало частью ее политики.

    Следует отметить, что партнерство с НАТО так и не стало чрезвычайно важным в определении места и роли стран Южного Кавказа. Это пока не обусловлено и не достигнуто в смысловом отношении.

    Смысл геополитической ориентации Южного Кавказа заключается не только в политическом отношении, но и в цивилизационном. Южный Кавказ никогда не был единым регионом, несмотря на общность культур и обычаев.

    Через пространство Южного Кавказа пролегают цивилизационные границы. Это уже обнаружено, но в будущем выяснится в гораздо большей и принципиальной мере.

    Lragir
     

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ