Наверх


    Газовое соглашение: чьи интересы и выгоды имеет в виду Серж Саргсян?

    ПОЛИТИКА - 02 Августа 2017 - 12:00  |  Просмотров - 540

    Кроме России, Турции и Азербайджана – неясно, чьи еще интересы не учтены в проекте поставок иранского газа в Европу по территории Армении.

    Серж Саргсян дал объемистое интервью иранскому изданию «Шарг», в котором был обсужден широкий спектр армяно-иранских отношений.

    Среди вопросов, заданных иранским изданием, примечателен один, который касается транзита иранского газа в Грузию и Европу по территории Армении. Почему эта программа не была осуществлена, спрашивает издание, и вопрос сам по себе очень интересный, так как фактически означает, что этот вопрос был в повестке. Также примечателен и ответ Сержа Саргсяна, который фактически означает, что процесс не получился, так как был выгоден не всем.

    «Что же касается вопроса транзита газа из Ирана в Европу, столь масштабного проекта, то он должен быть всесторонне изучен, необходимы подсчеты, и если экономически это будет выгодно всем сторонам, то почему нет? Данный вопрос в настоящее время находится в стадии экспертных обсуждений. Мы, в свою очередь, многократно заявляли, что заинтересованы в участии в крупных региональных экономических проектах и готовы к сотрудничеству», – говорит Серж Саргсян.

    С одной стороны, Серж Саргсян намекает, что этот вопрос не снят с повестки, с другой стороны также намекает, что проблема в том, чтобы сделать этот проект выгодным для всех. И здесь возникает ключевой вопрос: кому именно этот проект невыгоден, чьи именно интересы не были учтены?

    Для того, чтобы это понять, конечно, необходимо понять и то, что же это означает – поставлять иранский газ в Европу транзитом через Армению и Грузию? Это означает энергетическую альтернативу для Европы, энергетическую альтернативу для Армении и Грузии, экономические перспективы для Ирана. Чьи же интересы здесь могут быть «попраны»? Европа избавится от зависимости от российского газа, а Грузия – от азербайджанского. Одновременно Европа избавится и от некоторого турецкого влияния, так как Турция претендует на то, чтобы стать, так сказать, основным маршрутом для газоснабжения Евросоюза. Таким образом, круг «сторон», чьи интересы «учтены» в случае транзитного пути иранского газа через Армению и Грузию, ясен.

    И это не только энергетический вопрос, но и инфраструктура для геополитического и военно-политического «преображения» Кавказа вообще, так как формируется совершенно новая и стратегическая инфраструктура, ось, которая, так сказать, ломает монополию турецко-азербайджанских инфраструктур. Причем, в этом смысле Грузия делала такое предложение Армении еще в 2004-05гг, когда строился газопровод Иран-Армения, и после Революции роз новые власти Грузии предлагали Еревану сделать этот проект транзитным. Но в то время Ереван отклонил предложение Грузии, а газопровод был построен с таким диаметром, который пригоден только лишь для удовлетворения внутренних потребностей Армении. Причем, к тому же он и полноценно не служит своей цели, так как Армения «осталась» в зависимости только лишь от «газпромовского» газа и заключила известное соглашение с «Газпромом», а иранский газопровод используется только для товарообмена – газ взамен на электроэнергию.

    Таким образом, чьи интересы и выгоды имеет в виду Серж Саргсян? Не России ли, что заставляет Армению воздерживаться от активности в вопросе транзитного газового проекта? Потому что кроме России, Турции и Азербайджана – неясно, чьи еще интересы не учтены в проекте поставок иранского газа в Европу по территории Армении.

    Или же Саргсян намекает, что он готов, но цена не подходящая для того, чтобы он рискнул пойти путем вызова недовольства России, и если остальные заинтересованные стороны, например, Иран и Грузия, решат вопрос с Россией, то он готов согласиться на этот газопровод.

    1in
     

     






Лента новостей

    ВСЕ НОВОСТИ